Говорят, прогнозы в политике – вещь неблагодарная. Однако есть такие события, в отношении исхода которых, кажется, невозможно ошибиться. Ситуация с брекситом, т.е. выходом Великобритании из Евросоюза, несомненно относится к таким предсказуемым событиям. Накануне исторического, по мнению британской прессы, события – голосования по соглашению выхода из ЕС, разработанному премьер-министром Терезой Мэй и согласованному с Брюсселем, мало кто сомневался в ее поражении. Спорили только об его масштабах.
Терезе Мэй, увы, не повезло. Она, надо отдать ей должное, показала себя с лучшей стороны и боролась до последней минуты, но все было против нее. Премьер потерпела не просто поражение, а разгром. 432 депутата Палаты общин, включая даже многих однопартийцев Терезы Мэй – консерваторов, проголосовали против ее плана «расставания» с Европой. Мэй поддержали лишь 202 парламентария. Разрыв в 230 голосов может говорить лишь об одном: премьер-министр Великобритании Мэй потерпела сокрушительное поражение. Такого разгрома не ждали даже самые стойкие противники премьера.
Лидер лейбористов Джереми Корбин, кстати, сам евроскептик, немедленно предложил провести голосование о недоверии правительству Мэй. Оно пройдет уже сегодня, 16 января, если парламентарии успеют закончить к вечеру дебаты. Если Тереза Мэй потерпит поражение и в этом голосовании, то британцев будут ждать досрочные выборы. Если же миссис Мэй устоит, то она сможет работать дальше. Хотя настоящей работой назвать это будет трудно, потому что против нее ополчились не только лейбористы, но и немало консерваторов. Кстати, что касается недовольных Мэй в Консервативной партии, то им с перевыборами лидера придется подождать до конца года, потому что в декабре 2018 г. она выиграла голосование о доверии в Консервативной партии.
Все это, конечно, внутренние британские дела. Между тем, сам брексит никто не отменял. В 11 часов вечера 29 марта Великобритания должна формально перестать быть частью Евросоюза. Однако после вчерашнего голосования в Палате общин утвержденный график выхода королевства из ЕС под угрозой срыва.
Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер отменил все встречи и остался в Брюсселе, чтобы быть в такой ответственный момент на рабочем месте. В Брюсселе уже официально выразили глубокое сожаление результатами голосования в Лондоне, но не собираются идти на серьезные уступки, которые позволят Мэй внести изменения в свой план и вновь выставить его на голосование в парламенте. По крайней мере, пока. Единственное, на что, похоже, может рассчитывать Лондон – это на продление процедуры выхода, скажем, до июля, чтобы Тереза Мэй могла провести второе голосование в парламенте.
Сейчас у Терезы Мэй есть три рабочих дня, чтобы представить парламенту новый план соглашения с Брюсселем. Это значит, что к понедельнику, 21 января, она должна договориться с Юнкером и главой Евросовета Дональдом Туском хотя бы о каких-то символических уступках, которые можно было бы предложить в Лондоне депутатам в качестве альтернативы отвергнутого плана. Но даже если миссис Мэй удастся этого добиться, то ее шансы на успех при повторном голосовании все равно будут невысокими, потому что после такого разгрома, который она потерпела вчера, роль парламента в брексите резко вырастет и он сможет вносить в план премьера любые изменения.
И все же, этот вариант развития событий представляется наиболее вероятным. По крайней мере, представитель Терезы Мэй уже официально заявил, что в отставку она не собирается. Премьер намерена продолжить работать над выходом Соединенного Королевства из Евросоюза.
При этом не следует забывать и о второй стороне. Даже если британцы утвердят новое соглашение, его должны утвердить и европарламентарии, а также главы входящих в ЕС государств. Очевидно, что даже при самом благоприятном варианте развития событий брексит состоится не 29 марта, а позднее.
Очень желательно сделать это до конца мая, потому что 23-26 мая пройдут выборы в Европарламент. Если к тому времени Британия будет формально оставаться в ЕС, то процесс утверждения договора придется начинать сначала, потому что в ЕП будут работать другие люди.
Остаются, конечно, и менее вероятные варианты дальнейшего развития событий. Например, повторный референдум о членстве Великобритании в Евросоюзе, результаты которого, не исключено, могли бы быть другими. Еще менее вероятен близкий к нему вариант задействования статьи 50 Устава ЕС, т.е. отмены брексита. Он еще менее вероятен, хотя именно к нему подталкивает Британию объединенная Европа. По крайней мере, Европейский суд в декабре разрешил Лондону в одностороннем порядке отменить брексит и остаться членом ЕС.
Есть, конечно, и не устраивающий никого жесткий вариант – выход Великобритании из ЕС без каких-либо соглашений. Жесткий брексит может произойти автоматически, если к 29 марта никаких решений принято не будет и все останется, как сейчас.