Как заявил заместитель министра финансов Сергей Сторчак, Минфин намерен увеличить объем займов у многосторонних банков развития в случае трудностей с выполнением программы государственных заимствований. В связи с этим, пишет "Вести.Экономика", министерство будет плотнее работать с Новым банком развития БРИКС и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.
План заимствований Минфина через ОФЗ на 2019 г. составляет почти 2,4 трлн руб., при этом "чистые" размещения составят 1,7 трлн руб. На I квартал 2019 г. Минфин заявил объем внутренних займов на 450 млрд руб., пишет ТАСС. Первые в этом году аукционы прошли очень успешно: Минфин разместил сразу три выпуска на максимальный с прошлого лета объем - 35 млрд руб. Однако уже через неделю инвесторы не взяли полностью два предложенных выпуска, то есть, по сути, второе размещение облигаций в этом году оказалось провальным.
Сергей Сторчак также отметил, что Минфин выступает против инвестирования средств ФНБ в России и будет искать возможности вложений за рубежом после достижения размера ликвидной части 7% ВВП. "Формировать зарубежные активы, обеспечивающие и сохранность, и рост ФНБ, необходимо. Это один из вариантов, над которым можно работать", - сказала замминистра.
Безусловно, признает аналитик eToro в России и СНГ Михаил Мащенко, в данный момент российская экономика нуждается в деньгах как никогда: ВВП растет медленно, а, пожалуй, главным драйвером развития могут стать государственные расходы. Тем не менее, инвестировать средства на внешние рынки достаточно распространенная практика - если на этом получается заработать, то почему бы и не использовать этот подход?
Однако, считает эксперт, необходимо найти правильный баланс: отправляя все деньги за рубеж, ведомство, по сути, дает сигнал нерезидентам, что по итогу пенсионной реформы, увеличения налогового бремени и т.д. даже государство не находит отечественные активы привлекательными и предпочитает зарубежные инструменты. Важно понимать, что санкции значительно осложняют процесс инвестирования в западные активы, так что регулятору придется искать варианты среди дружественных организаций вроде БРИКС и азиатских стран.
Обстановка на рынках крайне волатильная: фондовые рынки могут в любой момент возобновить падение из-за опасений по снижению темпов мировой экономики, что негативно сказывается на рискованных активах развивающихся стран и сырье. Постоянные перепады настроения практически полностью лишают экспертов возможности прогнозировать ход очередного аукциона Минфина, несмотря на профицитный бюджет и статус надежного заемщика.
В отсутствие позитивных изменений, появляется реальный риск невыполнения плана регулятора по еженедельному привлечению 45 млрд рублей. Таким образом, возникает реальная угроза финансовой стабильности страны. Оснований для улучшения макроэкономической ситуации попросту нет, заключает Михаил Мащенко.
Основным фактором для принятия решения о внешних инвестициях выступает необходимость диверсификации рисков, которые связаны с вероятными будущими санкциями, напоминает, в свою очередь ведущий аналитик компании «Эксперт плюс» Мария Сальникова. Вопрос давления со стороны запада не отменен, а временно ушел в сторону с первых полос, пока Америка занята вопросами внутренней политики. Однако, как риск 2019 года, санкции учитывают во всех экономических прогнозах.
Сотрудничество с Новым банком развития БРИКС, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций является необходимостью на 2019 год, пока существуют трудности отношений США и Китая, пока есть угроза санкций в адрес России, уверена эксперт. То есть здесь стоит вопрос в эффективности решения, и надежности и взаимовыгодности отношений между двумя сильными экономиками. Более плотное сотрудничество укрепляет отношения и расширяет их.
Экономические прогнозы на 2019 год не поменяются - ожидается замедление темпов роста экономики. Потому, делает вывод аналитик, политика РФ в том, что они не собираются осуществлять займы по доходностям, которые не устраивают Российскую Федерацию в прошлом году, сохранится и на этот год. Об этом уже неоднократно делали официальные заявления. Можно сказать, что правительство спокойно смотрит на текущую обстановку в стране и с абсолютной готовностью относится к негативному сценарию по размещению ОФЗ. Если некоторые инвесторы будут хотеть большую доходность, чем предлагает государство, а доля внутреннего спроса будет большей, чем внешнего, на поводу у инвесторов никто идти не будет.
Как было в прошлом году? Фокус шел на внешние займы с аргументацией, что они нужны Минфину только для поддержания присутствия на рынке. В случае распространения американских санкций на госдолг РФ министерство готово было к их замещению внутренними привлечениями. В этом году на этапе, когда вернутся санкции, внутренние резервы еще пригодятся, уверена Мария Сальникова. Паники от неудачного размещения 23 января нет и не предвидится, несмотря на то что порядка 40% предложения оказались невостребованными.