Как спасти амурских корабелов

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
30 января 2019, 14:08

Дмитрий Моргулис/ТАСС
губернатор Хабаровского края Сергей Фургал
Читайте Monocle.ru в

Сергей Фургал пошел ва-банк. Новый глава Хабаровского края попросил федеральный центр срочно выделить Амурскому судостроительному заводу (АСЗ) порядка 14 млрд рублей, мотивировав это необходимостью обеспечить стабильную работу предприятия и избежать роста социальной напряженности в регионе. Но чтобы завод вытащить из кризиса нужны военные контракты, заключение которых пока под большим вопросом

Сам Амурский судостроительный завод уже официально объявил о грядущих сокращениях персонала. Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу завода, уже до конца мая нынешнего года работу потеряют 300 человек. Это почти 9% всех занятых на предприятии. Правда, простые рабочие вроде бы пострадать не должны. «Амурский судостроительный несет огромные накладные расходы, в которых львиную долю составляет фонд оплаты труда. План финансового оздоровления предполагает высвобождение административно-управленческого персонала. При этом сборщики, сварщики, монтажники и прочие под сокращение не подпадут» - говорится в сообщении АСЗ.

Любопытно, что очень схожая ситуация сложилась и на другом крупном предприятии края – авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Там из-за падения выпуска гражданской продукции также готовятся к плановым сокращения, в результате которых работу потеряют несколько сотен человек. Но если ситуацию с производством самолетов SSJ 100 еще можно сравнительно быстро выправить за счет перевода соглашения о намерениях с «Аэрофлотом» на покупку 100 лайнеров в реальный контракт, то с корабелами такой финт проделать не удастся – там почти все заказы военные и выполняются они строго в рамках государственной программы вооружений. Более того, сам Амурский судостроительный завод в отличие от авиапредприятия в Комсомольске-на-Амуре находится в критическом положении и едва сводит концы с концами. Так, выручка АСЗ в первом полугодии прошлого года сократилась на четверть, до 4 млрд рублей, а убыток вырос почти в 9 раз и превысил 500 млн рублей. При этом кредиторская задолженность предприятия уже давно перевалила за 30 млрд рублей. 

Напомним, что еще несколько лет назад Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) был разработан план развития АСЗ, в соответствии с которым к 2020 году завод должен максимально упростить производственные потоки и превратиться в высокотехнологичную компактную верфь без лишних складских площадок и непрофильных активов. Это требовало масштабной реконструкции всех цехов основного производства и тотальной модернизации станочного парка. Но по факту почти ничего из этого сделать не удалось. Более того, выяснилось, что продолжающееся обмеление Амура очень серьезно затрудняет процесс транспортировки кораблей к большой воде. А значит, нужно проводить работы по углублению дня реки. Тем не менее, глава Хабаровского края Сергей Фургал уверен, что необходимые средства для АСЗ в федеральном бюджете найти можно. «Есть прямое поручение президента профильным министерствам и ведомствам решить этот вопрос» -- заявил губернатор. Еще одна проблема заключается в том, чтобы обеспечить предприятие новыми заказами. «Действующая загрузка завода более или менее понятна. Есть заказы по двум паромам, корветам, есть предложения по краболовным судам» -- говорит Сергей Фургал – «Не хотел бы забегать вперед, но есть и еще два очень интересных заказа. В случае их получения завод будет обеспечен работой на ближайшие десять лет». Что это за заказы хабаровский губернатор даже не намекнул, но рискнем предположить, что речь идет исключительно о военной технике. 

Не секрет, что АСЗ уже давно был определен головным исполнителем по производству корветов проекта 20380 для Тихоокеанского флота. Только вот строил он их из рук вон плохо. На создание первого корабля этого проекта - «Совершенный» - ушло почти девять лет, а второго «Громкий» - шесть. Кстати, последний был спущен на воду в октябре прошлого года, а в декабре введен в строй ВМФ России. Такие темпы явно не устраивали Минобороны России (китайцы схожие корабли строят менее чем за год) и часть заказов на корветы проекта 20380 оно разместило на петербургской «Северной Верфи». В результате сейчас на АСЗ выполняются работы по созданию только двух таких кораблей -- «Герой России Алдар Цыденжапов» и «Резкий», которые были заложены в 2015 и 2016-м годах. Их сдача ВМФ запланирована соответственно на 2020 и 2021 годы. Но учитывая, что Тихоокеанскому флоту требуется еще как минимум полдюжины таких корветов, можно ожидать, что наши военные скорректируют государственный оборонный заказа на будущий год и увеличат количество планируемых к постройке кораблей как минимум на две единицы. Каждый корвет стоит примерно 17,5 млрд рублей, что в сумме сопоставимо с кредиторской задолженностью АСЗ. Но это еще не все. У амурских корабелов есть неплохие шансы получить контракт на работы по модернизации тактической атомной подводной лодке проекта 971 «Нерпа». Известно, что одна такая подлодка, как раз производства АСЗ, сейчас эксплуатируется ВМС Индии под названием Chakra на условиях аренды. Срок этой аренды истекает в 2021 году, и очевидно, что ее необходимо будет отправить на ремонт. Тем более, что два года назад это подлодка получила серьезные повреждения. Во время входа в бухту порта Вишакхапатнам в Бенгальском заливе пострадал сонарный купол субмарины, расположенный в ее носовой части. Известно, что индийцы хотят взять в аренду у России еще как минимум одну, а то и две подлодки такого класса. Но при этом не хотят связываться с АСЗ. Более того, во время встречи премьер-министра Индии Нарендры Моди с Владимиром Путиным даже достигнута принципиальная договоренность о таком контракте. Сейчас две подлодки проекта 971 – «Братск» и «Самара» -- стоят у причала северодвинской «Звездочки». Именно их, скорее всего, и получит индийский флот в аренду после заключения контракта. А вот Chakra вопреки расхожему мнению, не будет списана, а отправится на ремонт на Амурский судостроительный завод, после которого войдет в состав уже Северного флота. Но для того, чтобы это произошло Сергею Фургалу придется немало потрудиться. Пока что он не выглядит сильным губернатором. А значит судьба АСЗ во многом будет зависеть от того, как скоро ему удастся пролоббировать исполнение рамочных указаний Владимира Путина в других эшелонах власти. И прежде всего, в Минфине и Минпромторге. 

В Минпромторге «Эксперту» подтвердили, что поручение рассмотреть вопрос о докапитализации Амурского судостроительного завода существует. Однако отметили, что завод до сих пор не предоставил ведомству достоверные данные об убытках. В связи с этим сумма докапитализации варьируется от 7 до 14 млрд рублей. Кроме того, владелец почти 100% акций АСЗ – Объединенная судостроительная компания – пока также не предоставил Минпромторгу программу финансового оздоровления этого предприятия. В Минпромторге подчеркнули, что только после поступления в адрес министерства необходимых документов «можно будет дать комментарии о самой возможности докапитализации и ее сумме».

В свою очередь, в ОСК также заявили о том, что работа ведется, а о конкретной сумме докапитализации и сроках ее выделения говорить пока рано.