Минпромторг собьет цены на продукты

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
11 февраля 2019, 11:37

Сергей Бобылев/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Как заявил заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов, в ближайшее время в правительство и Госдуму будет внесен законопроект о развитии сельскохозяйственных рынков в России. Сегодня, сообщил чиновник в интервью «Российской газете», заканчивается процедура согласования документа.   

По словам Виктора Евтуховаза последние десять лет количество рынков в стране сократилось катастрофически - в 5-6 раз. "Но людям рынки интересны, - пояснил Евтухов. - Ведь это не просто место, куда приходят за покупками. Там свой колорит. Сейчас в Москве появились рынки нового формата с большими фудкортами, куда люди приходят покушать, пообщаться, приятно провести время".   

Впрочем, кроме времяпрепровождения рынки являются важным каналом сбыта продукции для малых сельхозпроизводителей, для фермерских и личных хозяйств. И конкурент для сетевых магазинов. "Чем больше игроков на рынке, тем ниже цены», - отметил замминистра. Он также подчеркнул, что «продукты там и свежее, и зачастую качественнее, чем в супермаркетах, которые закупают большое количество полуфабрикатов или замороженной продукции»«Когда будет больше рынков, то больше будет конкуренция и среди тех, кто управляет рынками, и среди тех, кто там торгует», – заключил чиновник.  

Можно только поддержать инициативу Минпромторга, ведь для большинства небольших производителей, выйти со своими продуктами в крупную торговую сеть просто невозможно, комментирует новость директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. При этом, обращает внимание он, несмотря на запреты, торговля с машин сейчас осуществляется даже в Москве, просто торговцы вынуждены прятаться в самых неприметных местах.  

Возвращение рынков и мобильных торговых павильонов будет положительно воспринято жителями крупных городов, ведь экономические законы говорят, что чем больше продавцов, тем ниже цена. Развитие этого сегмента, уверен эксперт,  приведет к появлению новых рабочих мест, как среди продавцов, так и в среди работников фермерских хозяйств.  

Если инициатива Минпромторга будет поддержана и реализована, то это даст существенный толчок развитию малого бизнеса не на словах, а на практике. При этом, добавляет Андрей Коптелов, помимо продуктовой розницы, нужно организовывать специализированные ярмарки, на которых бы продавались текстильные изделия частных предпринимателей, которые производят их в малых объемах и не могут выйти с ними в торговую сеть.  

Рынки в прошлые годы попали под резкое сокращение присутствия в торговле из-за своей недостаточной «цивилизованности» и во многом в угоду крупным торговым сетям, рассказывает руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Большие гипермаркеты и ТЦ в городах даже зачастую строились на месте рынков. Однако это тот случай, когда нужно быть не «вместо»  а «вместе».   

Вытеснение прежних форм торговли приводит к усилению монополизма, ограничению доступа производителей и продавцов к покупателям. Крупные ритейлеры диктуют условия и цены, и небольшим игрокам сложно реализовать свою продукцию.  При наблюдавшемся в последние годы снижении темпов роста цен такое положение было не столь заметно, указывает аналитик. Однако не случайно, что инициатива Минпромторга о возрождении рынков совпала с периодом усиления потребительской инфляции с 2,5% до 5% в начале текущего года.  

Увеличение и разнообразие каналов сбыта, вовлечение более широкого состава участников  торговли, у которых зачастую ниже расходы на производство и реализацию, действительно способно снизить цены, полагает Марк Гойхман. Ведь и на оставшихся рынках товары зачастую дешевле, чем в магазинах, люди привычно идут туда. Потребительская сфера традиционно остро конкурентна, и чем шире предложение, тем больше оснований для ограничения цен. Возрождение рынков способно содействовать и возвращению инфляции в рамки цели ЦБ в 4% в последующие годы.  

С другой стороны, добавляет Марк Гойхманувеличение возможностей сбыта для малых и индивидуальных предприятий будет способствовать их развитию, реальному импортозамещению, общему росту производства и реализации в данном сегменте.