Нужно ли платить больше, чтобы заинтересовать сотрудников?

23 мая 2019, 01:47

Читайте Monocle.ru в

Для владельцев бизнеса одной из наиболее актуальных проблем была и остается мотивация сотрудников. Этот вопрос приобрел особую остроту после того, как стало понятно, что традиционные методы материального поощрения не дают ожидаемых результатов. Поэтому сегодня акцент все чаще ставится на нематериальные способы мотивации.

 motivatsiya-sotrudnikov.jpg

Современные реалии бизнеса таковы, что лучший результат демонстрируют компании, чьи сотрудники лично заинтересованы в результате, вдохновлены идеей и миссией и являются носителями корпоративной культуры. Это возможно при условии создания в коллективе определенной атмосферы, отражающей цели и ценности организации. Подробнее о возможностях и вариантах нематериальной мотивации рассказывает экономист, заместитель директора по экономике и финансам АО «Уралсибгидрострой», Александр Клишин.

 37_se5a1900-copy_cr.jpg

Мотивация деньгами: минусы и… минусы

Деньги нужны каждому человеку, вот только сами по себе они постепенно теряют ценность. Человек тратит зарплату на удовлетворение определенного уровня потребностей, благодаря чему он становится счастливым. Дальнейшее повышение дохода избыточно, это «деньги ради денег». Другими словами, существует материальный «потолок», достигнув которого мотивирование деньгами больше не сработает.

Сразу оговоримся – отказаться от материальной мотивации не означает, что сотруднику можно не платить или платить меньше, чем он заработал. Если вознаграждение не будет соответствовать уровню исполняемой работы, человек почувствует себя неудовлетворенным и ущемленным. Но если переплатить, он быстро охладеет к своей деятельности, ведь ему больше не надо стараться, чтобы получить желаемое.

Выход только один: платить нужно ровно столько, сколько сотрудник вложил в успех компании. Многие европейские организации реализуют такой механизм: их персонал владеет определенным объемом акций (до 20 %). Таким образом, прибыль компании становится и прибылью сотрудников, что дает им стимул для эффективной работы.

Но даже самое рациональное распределение доходов не спасет работников от «выгорания». Рано или поздно каждый человек начинает ощущать себя безликим винтиком в корпоративной машине. И никакое материальное поощрение не сможет решить эту проблему.

Мотивирующая атмосфера как средство от «выгорания»

Люди работают значительно успешнее, когда осознают, что их труд и они сами ценны для компании. Поэтому профессиональный и личностный рост обязательно должны фиксироваться и поощряться со стороны руководства. Только так человек получит подтверждение, что он интересен и важен и как сотрудник, и как личность.

Подобного эффекта невозможно достичь, выполняя какие-то определенные мероприятия. Мотивирующие элементы должны внедряться в ежедневную профессиональную жизнь, стать неотъемлемой частью деятельности руководящего звена. Достичь этого можно несколькими способами.

Чат благодарности

Корпоративный чат, направленный на выражение благодарности за помощь, совет или поддержку, позволяет узнать о достижениях или положительных сторонах определенного сотрудника всему коллективу и даже тем, кто не работает с ним лично. Это положительно сказывается на авторитете и имидже сотрудника, поднимает его самооценку.

Чат благодарности имеет еще одну мотивационную функцию. На основании отзывов и сообщений в нем можно выбирать наиболее перспективных и успешных сотрудников, чтобы дополнительно поощрять их. Так поступают в компании «Malikspace», где ежегодно трое работников, получивших наибольшее число благодарностей, награждаются путевками, абонементами в фитнес-центры и т.д.

Базы знаний

Под базами знаний в данном случае подразумеваются корпоративные чаты или диски, открытые для доступа сотрудников, где размещается актуальная информация, нововведения, инструкции и т.д. Пополняются они самими работниками на основании их опыта и проведенных операций. Для сотрудников это полезно по нескольким причинам:

  • для создания описания или инструкции необходимо проанализировать и систематизировать собственный опыт;
  • размещая материал, человек повышает уровень своей компетенции, поскольку из исполнителя становится инструктором;
  • востребованность информации показывает востребованность работы конкретного сотрудника, что мотивирует его на дальнейшие успехи.

Эффективность этой модели подтверждается деятельностью компании SalesForce (разработчик облачной системы управления базами данных). У них существует общая база знаний, с помощью которой происходит обучение новых сотрудников и обмен информацией.

Анонимные помощники

За создание вдохновляющей атмосферы в команде отвечают лидеры: президент компании, руководители подразделений. Но самостоятельно им не под силу оперативно решать проблемы на местах. Поэтому целесообразно формировать так называемые «команды внутри команд» – группы негласных помощников, которые бы ежедневно оказывали помощь, поддерживали, направляли сотрудников, тем самым корректируя атмосферу в коллективе. Однако они должны делать это неявно и не акцентируя внимание на своей деятельности.

Подобный опыт есть у компании Facebook, где действует анонимная Красная команда (Red Team). Она занимается курированием сотрудников, корректирует проявления неподобающего поведения, следит за сохранением правильного вектора деятельности.

Корпоративные мероприятия

Для создания благоприятной рабочей атмосферы необходимо, чтобы внутри коллектива существовали прочные командные связи. Именно этой цели служат личные и общие встречи и мероприятия.

Часто в компаниях существуют кураторы, с которыми может встретиться любой сотрудник, чтобы обсудить свои профессиональные и личные проблемы. Это позволяет более эффективно организовать работу каждого человека. Кроме очевидной выгоды для компании, это приносит пользу и работнику. Он понимает, что является для работодателя реальной фигурой, что начальство заинтересовано в его комфорте не меньше, чем в его результатах. Это является мощным мотивирующим фактором.

Еще один способ сблизить сотрудников – это внутрикорпоративные клубы по интересам. Они позволяют познакомиться и подружиться людям, работающим в разных подразделениях, что благоприятно сказывается на эффективности их работы. Этого же результата можно добиться путем проведения корпоративных праздников, поездок, игр и т.д.

Интересной иллюстрацией корпоративного мероприятия служит деятельность компании «Zappos», которая устроила для детей своих сотрудников снежное Рождество в Неваде, штате знойных пустынь. Руководство организовало доставку 10 фур снега, благодаря чему дети получили возможность насладиться традиционными зимними играми. Многие сотрудники этой компании из-за высокой нагрузки по несколько месяцев не имеют возможности провести время с близкими, но в компании понимают, что дети, мужья, жены – это основная ценность человека. Поэтому руководство прилагает большие усилия для поддержания гармонии в семьях своих работников.

В компании Google также поддерживают семейные ценности. Здесь регулярно проходит День детей, когда сотрудники могут показать своим детям рабочее место. Кроме возможности почувствовать себя сотрудником крупной корпорации, дети могут оценить важность работы своих родителей. Кроме этого, для них готовится развлекательная программа и угощение.

Функция лидера

Мотивация всех членов команды зависит в первую очередь от стиля и особенностей работы лидера. В этом отношении вертикальные системы заметно проигрывают, поскольку руководитель и рядовой сотрудник располагаются на иерархической лестнице слишком далеко друг от друга. Они практически не взаимодействуют и не могут непосредственно доносить свои мысли и идеи.

В отличие от вертикальных, горизонтальные системы построены на постоянном контакте лидера и сотрудников. Благодаря этому люди всегда в курсе актуальных тенденций компании, а руководитель может непосредственно влиять на эмоциональный и профессиональный настрой работников.

Эта схема получила успешную реализацию во многих компаниях. К примеру, Uber Technologies Inc., создавшая мобильное приложение для заказа такси, проводит ежегодные онлайн-конференции, где генеральный директор рассказывает о целях компании. Кроме этого, в течение года каждый сотрудник имеет возможность задать руководству любой интересующий вопрос (открыто или анонимно).

Все это позволяет работникам сопоставлять личные планы и цели компании, координировать свой профессиональный рост, своевременно получать необходимые навыки и развивать свои умения.

Профессиональный рост сотрудников

Для многих людей хорошей мотивацией является сравнение собственной эффективности с производительностью коллег. Осуществить это можно при помощи общего чата, куда сотрудники выкладывают с утра планы на день, а вечером подводят итоги своей деятельности. Это позволяет оперативно проводить «работу над ошибками»: анализировать причины неудач, выяснять, каких знаний не хватает, и как их получить. Благодаря этому, каждый сотрудник имеет объективное представление о собственной эффективности и компетентности. На основании этой информации он составляет план работы для улучшения своих профессиональных навыков.

К примеру, компания Apple ежегодно предлагает своим сотрудникам заполнить корпоративную анкету, где они ставят цели на будущий год. По истечении 12 месяцев люди имеют возможность сопоставить свои желания с реальными достижениями. Об эффективности мотивационных методов компании наиболее красноречиво говорят ее результаты – Apple уже много лет остается одной из ведущих мировых корпораций.

Нестандартные методы мотивации сегодня все чаще используются даже самыми консервативными компаниями, поскольку их эффективность неоспорима и доказана многочисленными примерами. Однако не стоит забывать, что разовые мероприятия вряд ли дадут серьезные результаты. Нематериальная мотивация работает только в том случае, когда становится естественной составляющей профессиональной жизни каждого сотрудника.