Оценка интеллектуальной собственности: особенности и нюансы

29 июля 2019, 10:13

Читайте Monocle.ru в

Особенности оценки интеллектуальной собственности связаны с ее спецификой:

  • В качестве оцениваемых объектов выступают нематериальные произведения, которые могут быть растиражированы. Причем с финансовой точки зрения процедура тиражирования экземпляров требует намного меньше расходов, чем создание произведения. Повсеместное распространение пиратства обусловлено именно данной особенностью.
  • У интеллектуальных активов есть не только владелец, но и автор, и зачастую это разные лица.
  • Имущественные права на один и тот же интеллектуальный актив могут принадлежать сразу нескольким юрлицам или физлицам.

Вышеперечисленные особенности не только оказывают влияние на оценку, но также обуславливают технологию ее выполнения. При проведении данной процедуры используются следующие принципы:

  • Принцип зависимости от уровня развитости региональной экономики или от состояния экономики страны, который состоит в необходимости учитывать склонность национальной валюты к колебаниям, последовательность правительственной политики, в особенности касающейся налогообложения, а также степень госрегулирования отрасли.
  • Принцип замещения, заключающийся в том, что грамотный покупатель не заплатит за интеллектуальный объект больше, чем платят на рынке за другие объекты такой же полезности. Данная особенность представляет собой проявление принципа предельной полезности.
  • Принцип ожидания, означающий прямую связь с величиной будущих доходов от оцениваемого объекта, длительностью их поступления и вероятной ликвидационной стоимостью объекта.
  • Принцип спроса и предложения, состоящий в том, что стоимость актива напрямую зависит от рыночной конъюнктуры. Поскольку рынок не остается стабильным вечно, спрос и предложения тоже постоянно меняются.
  • Принцип соответствия, выражающийся в том, что актив должен соответствовать рыночным стандартам. Помимо того, это является важнейшим условием для осуществления выгодной продажи, поскольку не приносящий пользы потребителям актив ничего не стоит.
  • Принцип уровня конкуренции, заключающийся в понижении среднего уровня доходности на вложение капитала в результате острой конкуренции среди производителей.
  • Принцип полезности, состоящий в способности оцениваемого объекта удовлетворять различные потребности пользователя в течение определенного периода времени в конкретном месте.