Крупные энергетические проекты в своем большинстве приводят к жарким спорам ввиду вызываемых ими последствий для окружающей среды и политических проблем. «Северный поток — 2» — очередное и одно из наиболее ярких подтверждений этой мысли. Это наиболее спорный энергетический проект как минимум из находящихся сейчас в процессе строительства в Европе, считает Oil Price. Главные претензии критиков – негативное воздействие на окружающую среду и рост зависимости от российского газа, которая, опасаются в Европе, будет использована Москвой для усиления давления на европейские страны.
Сильную поддержку противники строительства «Северного потока – 2», которых особенно много на востоке континента, нашли за океаном. В Вашингтоне не очень энергично скрывают истинную цель своего повышенного «интереса» к газопроводу в далекой Европе. Это, конечно же, не энергетическая безопасность Старого Света, а желание поставлять на европейский рынок вместо российского природного газа американский сжиженный газ (LNG).
Несмотря на многочисленные препятствия, организуемые противниками проекта, включая американские санкции против участвующих в прокладке трубопровода по дну Балтийского моря европейских компаний, «Северный поток – 2» приближается к успешному завершению. Главным образом, благодаря твердой позиции Германии, которая является конечным пунктом газопровода и которая извлечет из него больше всего выгоды.
Первоначально планировалось, что первый газ по «Северному потоку – 2» пойдет уже в конце 2019 года. Напомним, что именно 1 января 2020 года заканчивается срок действия контракта на транзит российского газа через Украину. Запад обвинил «Газпром» в желании обойти Украину, чтобы лишить Киев доходов и оказать на него политическое давление. В случае же задержки ввода газопровода необходимость в транзите российского газа через Украину останется, как минимум, в краткосрочной перспективе.
Противникам «Северного потока – 2» все же удалось сорвать график строительства. Компании Nord Stream AG, строящей газопровод, удалось получить разрешения на его прокладку от всех стран, через территориальные воды которых он пройдет, за исключением Дании. Заявка на разрешение на проведение работ, основанная на требованиях Копенгагена, датской стороне была передана в апреле 2017 года. В январе 2018 года вступили в силу изменения Закона о континентальном шельфе Дании, которые дают право датскому МИД налагать вето на проходящие в территориальных водах королевства инфраструктурные проекты из политических соображений.
Предполагалось, что вся вторая очередь газопровода пройдет вдоль первой, что позволит сократить расходы. Однако после вступления в силу изменений к Закону о шельфе во избежание серьезных задержек компания, возглавляемая бывшим канцлером ФРГ Герхардом Шредером, подала в августе прошлого года заявку на альтернативный северо-западный маршрут, проходящий не через территориальные воды Дании, а через ее исключительную экономическую зону. Копенгаген, однако, предложил третий, юго-восточный маршрут. Сторонники «Северного потока – 2» обвиняют датские власти в намеренном затягивании строительства в угоду противникам проекта.
Оба маршрута проходят через исключительную экономическую зону Дании, а это значит, что при принятии решения необходимо руководствоваться Конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS). Она исключает всякую политику и требует принимать в расчет только окружающую среду и судоходные маршруты, которым может как-то навредить проект.
Вне зависимости от принятого датским МИД решения, оно вызовет недовольство какого-либо важного союзника Дании. В случае выдачи разрешения Дания спровоцирует протесты США и восточно-европейских стран. Если же план строителей будет отклонен, то очень недовольна будет Германия.
Датское правительство оказалось в затруднительном положении, потому что оно не может ответить проекту: «да» ввиду ухудшения отношений с Россией и «нет», потому что единственным объяснением отказу являются исключительно политические причины. По словам Кати Ефимовой, старшего научного сотрудника Оксфордского института энергетических исследований, «у Датского энергетического агентства на самом деле нет причин говорить «нет» ни одному из оставшихся маршрутов. «Я не сомневаюсь, — говорит она, что если оно скажет им «нет», — то будет затяжной судебный процесс, в котором позиции Дании не будут сильны». Однако, одного Дания, желает она сама того или нет, может добиться: ситуации, при которой Газпром окажется вынужден договориться с Украиной на транзит после 1 января, причем в момент, когда ему это будет нужнее, чем ей. Правда, это будет нужно еще и Европе.
.