Эксперты предрекают Америке скорый дефолт

9 июля 2019, 09:42

Американские эксперты заявили, что правительство страны допустит дефолт по собственным обязательствам уже в сентябре 2019 года.

Читайте Monocle.ru в

Налоговые поступления в казну США оказались значительно ниже, чем ожидалось, в связи с этим властям необходимо срочно повышать порог заимствований. В противном случае, полагают аналитики вашингтонского Центра двухпартийной политики, придерживающегося центристской ориентации, Соединенные Штаты могут столкнуться с дефолтом уже в этом сентябре.

Так, пишет агентство ТАСС со ссылкой на текст исследования центра, «в первой половине сентября федеральное правительство больше не сможет платить по счетам полностью и своевременно». Авторы документа подчеркивают, что вашингтонская администрация должна в ближайшее время активизировать переговоры с американским конгрессом для последующего повышения потолка госдолга. Дефицит бюджета достиг 746 млрд долларов за первые девять месяцев 2019 финансового года, а госдолг США достигнет 144% ВВП к 2049 году.

Как пояснил Шай Акабас, отвечающий в центре за вопросы экономической политики налоговые поступления в бюджет США увеличились всего на 2-3% вместо ожидавшихся 5-6%. Два месяца назад эксперты организации прогнозировали, что дефолт может произойти в октябре. «Нынешний новый анализ выявил опасное развитие событий, которое нельзя игнорировать. И участники переговоров по бюджету должны знать, что время истекает, — отметил Акабас. — Единственный способ исключить возможность дефолта в этом году — это повышение потолка госдолга в ближайшие недели».

Всего несколько недель у администрация Белого дома есть постольку, поскольку вскоре конгресс уйдет на каникулы. Авторы доклада уверены, что единственным способом избежать дефолт в этом году является повышение потолка госдолга до этого момента. По заявлению представителя центра Шая Акабаса, данные выводы нельзя игнорировать, поскольку время истекает.

Ситуация с американским госдолгом парадоксальна, указывает руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. С одной стороны, безусловно, он огромен. Сейчас он составляет более 22,4 трлн долларов. За его движением можно наблюдать в реальном времени на специальном сайте в Интернете. Ежесекундно он повышается примерно на 2 млн долларов На одного гражданина США в среднем приходится более 50 тыс. долларов долга страны. За 2,5 года президентства Дональда Трампа он вырос более чем на 2 трлн долларов, то есть почти на 10%.

Ирония ситуации в том, объясняет аналитик, что Трамп ставил в вину своим предшественникам безудержный рост долга и обещал преодолеть его за два президентских срока. Но тем не менее. повышение госдолга в разы опережает рост ВВП.

Поэтому доля долга в ВВП постоянно и неуклонно увеличивается. По оценкам бюджетного управления Конгресса США, госдолг возрастёт с 78% ВВП в 2019 года, до 92% в 2029 года. У МВФ взгляд ещё тревожнее, он прогнозирует достижение 117% ВВП уже в 2023 году. То есть, долг страны превысит сумму всего созданного в её экономике за целый год. Всё это говорит о том, что госдолг США – мировая финансовая пирамида. Его погашения идут не столько из поступлений доходов от экономики, сколько от привлечения новых поступлений в долг.

С другой стороны, продолжает Марк Гойхман, именно сама огромность сумм, доминирование Штатов в глобальной экономике, валютной сфере и то, что кредиторами США выступают очень многие страны, организации, лица – всё это парадоксальным образом многие годы является некой гарантией от того, что данная пирамида не рухнет. Все понимают, что дефолт США привёл бы к краху мировых финансов и обрушению многих национальных экономик. Поэтому в обозримой, даже дальней, перспективе такой исход трудно представить. Новые и старые кредиторы дают и дают средства в долг США, отчётливо понимая при этом, что такие вложения – именно пирамида. Но они считаются первоклассными по надёжности.

Вопрос поэтому – способны ли конгрессмены увеличить планку лимита привлечения госзаймов в ближайшее время. Очевидно, да, отвечает на него Марк Гойхман, и это неизменно происходило много раз, при приближении суммы долга к «потолку». По принципу «из двух зол выбирают меньшее», потолок всё время поднимался, в этом доме-пирамиде появлялся новый «этаж». Вероятно, это произойдёт и сейчас. Иначе дефолт  обрушит не только мировые финансы, но свалит и бюджетную систему самих США.

Проблема будет перенесена на следующее поколение политиков, уверен эксперт. Чтобы преодолеть её, необходимо увеличивать доходы бюджета быстрее, чем задолженность, отказаться от финансирования части расходов, добиваться опережающего роста экономики и поступления в казну. Но это, безусловно, сложнее, чем в очередной раз финансировать новые расходы за счёт выпуска облигаций, тем более, что покупатели охотно их приобретают.

Вообще же, для США перманентная тема «потолка госдолга» – это своего рода «старые песни о главном», комментирует происходящее эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. Подобная ситуация уже привела в июле 2011 года к понижению агентством Standard & Poor’s суверенного рейтинга США, который в таком состоянии находится и поныне. Примечательно, что, хотя два других рейтинговых агентства, Moody’s и Fitch Ratings, тогда воздержались от аналогичных действий, они, тем не менее, не исключили их при сопоставимых обстоятельствах в будущем.

И это – основная страшилка, связанная с надвигающейся фискальной драмой в США, а отнюдь не физический дефолт, напоминает эксперт. Как бы ни был американский Конгресс воинственно настроен против Дональда Трампа, у заокеанских законодателей хватит благоразумия не допустить горизонтального дефолта по выплате купонов по казначейским облигациям – в особенности, для нерезидентов. В конце концов, не стоит забывать, что долларовый «печатный станок» принадлежит ФРС.

Тем не менее, продолжает Владимир Рожанковский, сугубо технически, исходя из лимитов выделенных Конгрессом ассигнований в рамках федерального бюджета, Казначейство США всё же может столкнуться с физическим дефицитом наличных средств уже до конца финансового года 30 сентября, если законодатели не успеют проголосовать и актуализировать новый «потолок» госдолга. И причин «не успеть» – предостаточно, исходя из сложившихся парадоксально «тёплых» отношений между Белым домом и парламентом в США.

Госдолг США вновь вышел в параболику, главным образом, потому что проблема разрыва доходов и расходов федерального бюджета при Трампе стала более острой ввиду его пресловутой налоговой реформы, существенно снизившей налоги для богатых и бизнеса, что автоматически обрезало поступления в бюджет, поясняет Владимир Рожанковский. Так, 22 декабря 2017 года президент Трамп подписал соответствующий закон. Этот закон снизил индивидуальные ставки подоходного налога, удвоил стандартные налоговые вычеты, но, правда, ликвидировал персональные налоговые льготы. Максимальная ставка индивидуального налога была понижена до 37%. Закон Трампа также снизил, начиная с 2018 года, ставку корпоративного налога с 35% до беспрецедентных 21%.

Для России эта ситуация вряд ли несёт какие-то прямые или даже коллатеральные риски. Однако мировые рынки, похоже, будет серьёзно «штормить» этой осенью, и российские рынки, разумеется, не смогут остаться в стороне. Повторимся, главный риск – понижение суверенных рейтингов США двумя оставшимися рейтинговыми агентствами «большой тройки».

Действительно для России и ее госфинансов пока ситуация складывается более чем позитивно. Для государственного дефолта РФ при профиците бюджета, и, учитывая размер долга, вероятность такого развития события низки, уверен аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин. Профицит бюджета Российской Федерации в 2018 году составил около 2,746 трлн рублей, или 2,7% ВВП. В январе-марте 2019 профицит бюджета составил 545,7 млрд рублей.

Для сравнения, внешний госдолг РФ 51,2 млрд долларов, или около 3,2 трлн руб., суммарный внешний и внутренний госдолг РФ составляет по данным на июнь 13,2 трлн руб. А вот дефолты отдельных компаний малого и среднего бизнеса возможны в перспективе ближайших кварталов или лет.

Государственная бюджетная и монетарная политика остается, как представляется избыточно жесткой, отмечает Александр Осин, что делает невозможным рефинансирование долга нефинансового сектора в достаточном для средне – и долгосрочного развития малых и средних предприятий объеме. На этом фоне прирост кредитов банков нефинансовым организациям за последние 2,5 года снизился до 1% (год к году) в среднем, а просрочка по кредитам нефинансовомому сектору составляет 8%, это максимум за 10 лет.