Золотая лихорадка

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
20 февраля 2020, 13:18

Опасения в отношении мировой экономики добрались до рынка золота, где после пяти сессий роста достигнут максимум стоимости металла с 2013 года. Объяснение такое же, какое дают сейчас всему — коронавирус, хотя сползание мировой экономики в рецессию под влиянием последнего пока маловероятно. У происходящего есть и менее очевидные причины.

Читайте Monocle.ru в

Стоимость золота на торгах 19 февраля 2020 года поднялась выше уровня 1600 долларов за тройскую унцию, сообщило по итогам дня агентство ТАСС. Это является максимумом с начала 2013 года и, по информации агентства, обусловлено опасениями инвесторов по поводу последствий распространения коронавируса для мировой экономики. Дорожает не только золото, в цене так же, например, палладий и серебро.

В среду апрельские фьючерсы на золото на нью-йоркской бирже Comex дорожали на 0,4% — до 1610,5 доллара за тройскую унцию. Таким образом, передает ТАСС, котировки повышаются пятые торги подряд. Максимально цена поднималась до 1614,4 доллара за тройскую унцию (+0,67%). Мартовские контракты на серебро подорожали на 0,6% — до 18,26 доллара за унцию. В свою очередь, цена палладия на спотовом рынке впервые в истории превысила 2,9 тыс. долларов за унцию.

Рост цен на драгметаллы – явный признак надвигающейся мировой рецессии, для которой коронавирус в Китае становится спусковым крючком, полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. В периоды экономической и политической нестабильности инвесторы всегда выходят из ценных бумаг и вкладываются в наличность и драгметаллы. Чем дольше длится карантин в КНР (под карантином находится несколько провинций и около 700 млн. жителей страны, то есть почти половина населения), тем больше становится опасений, что экономический спад в Китае стимулирует рецессию по всему миру.

Что, собственно, уже происходит, указывает эксперт: автомобильная промышленность демонстрирует рекордные уровни падения и в Азии, и в Европе, и в США. То же самое касается грузовых и пассажирских перевозок, производства сырья, товаров и сельхозпродукции. По прогнозам, еще две недели карантина приведут к необратимым последствиям: производственные цепочки в мире будут нарушены, во многих отраслях может начаться дефицит сырья и различных производных. Также продолжение карантина в КНР на 2-4 недели грозит обвалом фондового рынка и банковской системы Китая.

Драгоценные металлы растут на опасениях глобального экономического кризиса, и наверняка возможен резкий рост котировок, как только Китай опубликует данные по промпроизводству в январе-феврале (статистика должна выйти в начале марта). Золото может превысить планку 2000 долларов за тройскую унцию в течение года, ожидает Артем Деев. Серебро может подорожать на 5-10% (до уровня выше 20 долларов за унцию), платина подорожает на 2,5-3% (ее стоимость вырастет свыше 1 000 долларов). Используемый в автомобильной промышленности палладий, несмотря на рекордное снижение объемов производства автомобилей во всем мире, может подорожать на 25-40% в годовом выражении (до уровня в 3 тыс. долларов за тройскую унцию) – этому будет способствовать ожидаемый 20-ти процентный дефицит металла.

Может вызвать удивление то, отмечает, в свою очередь, шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв, что фьючерсы на золото повторили и даже слегка превзошли пик, показанный на рынках в ночь на 8 января, когда Иран произвел ракетную атаку на пустующие американские военные базы в ответ на убийство генерала Сулеймани. Правда, в ту ночь цены продержались на уровнях выше 1600 долларов за унцию всего лишь часа полтора, а уже к полудню 8 января показали 1580, и на другой день откатились до 1540 долларов. Но тогда имелась прямая угроза вовлечения США в открытый полномасштабный боевой конфликт на Ближнем Востоке, а сейчас геополитическая обстановка выглядит намного спокойней, а значит и оснований для таких высоких цен на золото как на защитный актив в данный момент намного меньше.

Вряд ли инвесторы оценивают и как настолько уж критичное возможное воздействие коронавируса на экономику и на ожидаемую прибыль крупных международных компаний, полагает аналитик. Иначе едва ли бы многие акции и биржевые индексы Америки и Европы смогли в эти дни в очередной раз освежить исторические максимумы всех времен, но именно так и обстоят дела. 

По всей видимости, говорит Пётр Пушкарёв, секрет второй волны резкого подорожания золота с начала года кроется все-таки в том, что многие инвестиционные фонды прибегают к тактике параллельных закупок в свой портфель как растущих в цене акций и других высокорисковых фондовых инструментов, так и фактически одновременно спот-контрактов и фьючерсных контрактов на золото. И золото в их портфелях выступает в качестве ключевого инструмента хеджирования от возможных рисков более сильной нисходящей коррекции на слишком перегретом, высоко забравшемся фондовом рынке. Биржевую прибыль от периодической продажи части акций они время от времени размещают не только в чистый кэш, но и в золото, которое тоже можно назвать в этих условиях в значительной мере рисковым активом.

Но фонды и банки идут, тем не менее, на этот риск, так как прибыль на фондовом рынке очень велика, а кэш это, по сути, долларовые или европейские облигации. Но по главным наиболее надежным европейским госбумагам проценты отрицательные, да и курс евро снижается, а по казначейским бумагам США долларовый процент пусть не отрицательный, но очень низкий, сам же доллар по прогнозам и МВФ, и самих фондов тоже находится вблизи своих многолетних пиковых цен и скоро может начать дешеветь по отношению к другим резервным валютам.

Покупка определенных умеренных объемов золота и является выходом из этого своеобразного тупика, полагает Пётр Пушкарёв. И, в отличие от практически не приносящих дохода облигаций, золото при всех рисках вполне способно принести хороший, не ограниченный заранее конкретной суммой доход. Так что в золоте скорее ищут альтернативы, но если его котировки поднимаются выше 1600 долларов за унцию или, тем более, если они смогут под влиянием случайных обстоятельств подняться на пару процентов выше, то взявшие за основу подобную альтернативную тактику фонды и банки вполне могут посчитать свою сверхзадачу выполненной и могут начать фиксировать прибыль.

Таким образом, уверен эксперт, инвестировать в золото интересно, но выбирать для этого спокойнее, конечно же, не те моменты, когда цены на него находятся на локальных рыночных пиках, а когда они проседают вниз хотя бы в пределах пяти-семи процентов. В то же время с палладием, платиной или серебром ситуация вообще совершенно иная, и движения цен в этих драгметаллах гораздо плотнее связаны с колебаниями спроса на их прямые поставки для нужд промышленного производства. Их редко используют в инвестиционных целях, так как есть понимание, что цены на ту же платину или серебро могут даже наоборот прилично опускаться, если темпы промышленного роста в Азии понизятся.

Таким образом, заключает Пётр Пушкарёв, долгосрочная тенденция к подорожанию золота налицо, и у нее достаточно причин, как есть и разовые поводы для резких движений. Но достаточно заметны и риски возврата цен на золото к уровням вокруг отметки 1500 долларов за унцию, где они пребывали ещё буквально перед самым Новым годом. Ведь сползание мировой экономики в рецессию, всего лишь под влиянием временных последствий эпидемии коронавируса, выглядит пока что не самым вероятным сценарием, считает он.

Последние новости о распространении коронавируса в Китае и в мире на сегодня

Последние новости о курсе доллара и прогнозы экспертов здесь