Страну удивлять будем

Тамара Ларина
корреспондент и фотохудожник Expert.ru
11 апреля 2020, 11:19

В конце марта на платформе КинопоискHD стартовали две громкие премьеры, российский комедийный сериал о вымышленной, но вполне правдоподобной политической жизни России «Последний министр», и украинская детективная тин-драма «Первые ласточки» на темы подросткового амоопределения на — и за той гранью, которую люди желали бы видеть подальше от своих детей.

Посмотришь пару дней новости в телевизоре, почитаешь токсичные интернет-ленты и невольно признаешь: да, ни один сценарист в мире не сочинит ничего абсурднее. Кино больше за жизнью не поспевает (или, как вариант, боится говорить правду о ней). Но есть еще лазейка в параллельный мир, в котором шокирующе нереальные события складно рифмуются с подлинным абсурдом повседневной жизни.

К слову, в советских времена с подобным жанром фантастического шапито, веселого или философского-печального, проблем не было — от Булгакова и Стругацких до какого-нибудь «Города Зеро» Шахназарова и «Зеркала для героя» Хотиненко. На эту тропу вступили и создатели новой сатирической антиутопии «Последний министр» шоураннер Александр Цекало и некогда самый звездный кинокритик страны, а теперь сценарист и режиссер Роман Волобуев. Когда победа над печенегами и половцами уже позади, а будущее России, как обычно, туманно, сериал о мифическом министерстве перспективного планирования поможет с иронией и пользой провести несколько часов  самоизоляции.

 

Последний министр

 

— Ты кем хотел в юности стать?

— Никем.

— Вот видишь: сбылось.

Это диалог двух пьяненьких чинуш самого бесполезного российского министерства. Россией управляет два конфликтующих органа — Площадь и Набережная. Самое читаемое СМИ — «Сканворды и выкройки». Министерство культуры занимается червями для удобрения газона парка «Заря» около Кремля. Информационную дичь круглосуточно транслируют на телеканале «Дрожь». От одной бегущей новостной строки начинает  подташнивать: «Папа римский усомнился в существовании ада», «Ларс фон Триер экранизирует «Незнайку на луне»…

В туалете Площади два высокопоставленных мужа решают «прикрыть эту помойку», избавиться от поедающего бюджет министерства перспективного планирования. Но избавится не тупо, а политически грамотно. «Найди какого-нибудь идиота, но деятельного. Чтобы он все там ***** до основания, а затем…». Так главой бессмысленного царства стал Евгений Тихомиров (Ян Цапник), человек простодушный, но абсолютно безвольный: не может по-человечески развестись с женой-миллионершей и удержать любовницу-биатлонистку. Да к тому же никудышный управленец с поразительными деструктивными способностями.

Министерство досталось Тихомирову небольшое и классически бездарное — такой типичный бестиарий российских аппаратов всех уровней. Всем здесь заправляет Ксения Нечаева (Ольга Сутулова) — нервная злобная феминистка и технократка, сидящая на нейролептиках. У Нечаевой есть два «боевых пса» — Дина Скотч и Даша Луч. А также два уже упомянутых выше ничтожных чиновника, матерая кадровичка, вечно беременная секретарша, пожилой ФСБшник и «трепетная лань» — стажерка из Вышки Соня Скворцова (Софья Лебедева). Собственно Соня и Тихомиров — два непуганных идиота, искренне верящих, что своей работой они могут принести какую-то пользу государству. Остальные — свора циников, озабоченных только поездками в Швейцарию и карьерным ростом.

Дабы стать ближе к народу под девизом «страну удивлять будем», Тихомиров первым же гениальным нововведением отменил запрет на использование мата в публичной сфере. На следующее утро из всех чайников, утюгов, радиостанций и телеканалов забила фонтаном обсценная лексика. «Да вращайте же ***** барабан» кричит ведущий «Поля чудес», и барабан закрутился, снова забегали кони по кругу. Страна предстает в сериале как нескончаемый цирк, как поле чудес, где растут деревья из монет, а люди решают судьбы мира в туалетах Старой площади…

Вдохновлённый классическими телешоу Аарона Соркина («Западное крыло», «Служба новостей»), Роман Волобуев в соавторстве с Еленой Ваниной пишет  сценарий. После чего Александр Цекало, давно мечтавший сделать политическую комедию, предлагает Волобуеву роль режиссера. Как известно, за спиной Цекало гигантский опыт — «Метод», «Заступники», «Мажор», «Троцкий», «Гоголь» и многие другие шоу. Поэтому его чутью можно доверять: все говорит о том, что новое детище имеет хороший зрительский потенциал.

Пока доступны для просмотра пять из шестнадцати эпизодов первого сезона. Посмотрим, удастся  ли «Последнему министру» оправдать задумку Волобуева  стать «эпической ампирной комедией», а заодно и самым  заметным российским сатирическим шоу года.

Для кого: для реформаторов системы

 

Первые ласточки

 

Украинский кинематограф не только снимает хитовые сериалы, но способен совершить в некотором смысле революцию в индустрии. В прошлом году в Украине вышел первый сезон (восемь эпизодов) зрелищного, интригующего скандальностью сериала «Первые ласточки», доступного теперь и в России. Отчасти, конечно, это наш (точнее — их) ответ Чемберлену — известному американскому шоу «13 причин почему». О жестоком детском буллинге, о подростковой ЛГБТ-проблематике, и уж тем более о суициде среди школьников в России преимущественно стыдливо молчат. А «Ласточки» неожиданно прорвали эту завесу лже-благополучия.

 pervye_lastochki-7.jpg kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Провинциальный украинский городок. Обычная школа. Одиннадцатый класс. Любовь, расставания, тусовки. Но вскоре обнаруживается, что телефонный аноним под ником «Друг» сделал жертвами сразу нескольких подростков одного класса. Сначала, втираясь в доверие, он выслушивает тинейджеров, вызнает об их потаенных чувствах и бедах. Затем «друг» начинает терроризировать детей, заставляет их выполнять странные и жестокие действия. А самых неуравновешенных из них приводит к краю крыши. Нет, это не подобие «Синего Кита». Здесь действует отдельно взятый социопат, который где-то рядом и наблюдает за каждым шагом напуганных героев.

Ведется расследование, но полиция не способна защитить жертв телефонного насилия. Ведь главные причины их уязвимости кроются прежде всего в семьях. Глухота родителей выстраивает неодолимую стену, за которой подростки существуют наедине со страстями и страхами, разрывающими их изнутри.

Катя боится, что ее отберут у пьющих родителей. Лера, дочь местного олигарха, подвергается физическому насилию со стороны матери. Федя, сын физрука-гомофоба обнаруживает в себе гомосексуальную природу и готов  резать вены и вообще провалиться сквозь землю. Полина находится под постоянным прессом одноклассников и своей матери, видящей в дочери лишь будущую актрису и больше никого. Никита — сирота, втайне от всех собирает деньги на операцию своей маленькой сестренке: делает и продает дурацкие пранковые видео, которые психологически травмируют всех, кто попадает в объектив его камеры… Все ребята на грани своих возможностей пытаются не сойти с ума и закончить школу, чтобы выпорхнуть ласточками в такую пугающую взрослую жизнь.

Для кого: для подростков и родителей, полных предрассудков