Как переориентировать бизнес по итогам пандемии коронавируса

15 июня 2020, 14:40

Способы переориентации бизнеса после пандемии - 4 кейса

Читайте Monocle.ru в

Распространение коронавирусной инфекции в 2020 году в России не могло не отразится на российском бизнесе. Введенный с апреля месяца карантин на всей территории России, а также запретительные меры правительства РФ по работе некоторых форм малого бизнеса, связанных с прямыми контактами с клиентами, привело к закрытию и банкротству огромного количества компаний и ИП. Рассмотрим подробнее, как изменилась российская экономика после пандемии коронавируса и какой выход нашли малые предприятия в регионах России во время кризиса.

Какие сектора российской экономики пострадали от эпидемии коронавируса больше всего

Введение правительством карантинных мер и действий по ограничению передвижения граждан России отразилось неоднозначно на работе отраслей российской экономики. Среди наиболее пострадавших следует выделить:

  • туристический бизнес. Эта сфера бизнеса потерпела наибольший урон. Полностью прекратились перелеты авиакомпаний, а в большинстве туристических стран границы для туристов будут закрыты еще продолжительное время;
  • сфера отдыха и развлечений. Разнообразные развлекательные центры, кинотеатры, концертные залы пустовали 2 месяца и даже с послаблением карантина, местные власти не рискуют их открывать;
  • физкультурно – оздоровительные и спортивные заведения. Фитнес - клубы, спортзалы, бассейны, а также стадионы, где предусматривается по роду их деятельности большое скопление народа, также останутся закрытыми на неопределенный период;
  • общественное питание. Более 2 месяцев кафе, рестораны, пиццерии и другие заведения, связанные с питанием, были закрыты и долгое время еще будут оставаться незаполненными посетителями.
  • фирмы, предоставляющие бытовые услуги населению. Химчистки, парикмахерские, салоны красоты и сервисы по ремонту и обслуживанию, вынужденно простаивали во время карантина;
  • частные образовательные учреждения. Негосударственные учебные центры, развивающие школы для детей, студии творчества и ряд других частных заведений образования остались без клиентов после начала пандемии.

Наименее пострадавшие сферы бизнеса в России от COVID-19

Не все отрасли российской экономики понесли серьезный ущерб от пандемии коронавируса. Некоторые компании или понесли небольшой урон или совсем не пострадали, а в отдельных случаях даже нарастили объем предоставляемых товаров и услуг. К сферам бизнеса, наименьше пострадавших от пандемии можно отнести:

  • предприятия, связанные с госзаказами. Компании, получающие деньги из бюджета, наименее пострадали от коронавируса. Они ни на один день не прекращали своей работы, сотрудники в условиях карантина, обеспечивались необходимыми средствами защиты, а для доезда к месту работы предоставлялся спецтранспорт;
  • логистические компании. В условиях фактического прекращения работы общественного транспорта и запрета деятельности большинства заведений общественного питания и сфер услуг, резко возрос спрос на доставку товаров и услуг на дом. Для обеспечения бесперебойного обслуживания населения, логистические компании, заключившие договора с субъектами малого бизнеса, вынуждены были расширить свой штат сотрудников;
  • IT-компании. Сфера информационных технологий наименее подвержена влиянию карантинных мер. Если до эпидемии, большинство сотрудников работали онлайн без привязки к своему рабочему месту, то после введения карантина, весь персонал IT-компаний был переведен на домашний режим работы. При этом, возрос спрос на услуги по разработке сайтов, онлайн –приложений и других технологических решений, которые направлены на переведения малого бизнеса в режим онлайн работы.

Как в регионах России бизнес переориентировался после введения карантина

С распространением эпидемии коронавируса по всей территории России, стали массово закрываться предприятия малого и среднего бизнеса. Практически каждый третий предприниматель оказался на грани банкротства. В кризисных условиях удержаться на плаву удалось только тем бизнесменам, которые смогли вовремя понять конъюнктуру рынка и перестроиться в нужном направлении.

Рассмотрим несколько кейсов, которые помогли местному бизнесу переориентироваться в изменившихся условиях и добиться успеха.

Кейс 1. Онлайн-супермаркет

В больших городах России, до введения карантина, серьезные игроки на рынке доставки продуктов из супермаркетов отсутствовали. После начала пандемии, вырос спрос на доставку товаров первой необходимости, и чтобы заполнить открывшуюся нишу, несколько региональных компаний открыли в сети онлайн супермаркеты, где каждый житель города может заказать доставку товаров на дом.

Изначально известные торговые сети не были заинтересованы в сотрудничестве с ново созданными логистическими компаниями, поэтому заключать договора на поставку товаров пришлось напрямую с производителями и ретейлерами. Все, что понадобилось для создания виртуального магазина товаров первой необходимости – это аренда складов для складирования продуктов, транспорт для перевозки по городу и сам интернет- магазин.

Кейс 2. Поставки продуктов от фермеров

Не обошла пандемия и производителей сельскохозяйственной продукции. И если крупные агрохолдинги, имея на руках заключенные договора на поставку сельхозпродукции, не сильно переживали за реализацию выращенных продуктов, то с фермерскими хозяйствами ситуация стала катастрофической. Для некоторых сельхозпроизводителей единственным местом сбыта оставались продуктовые рынки, и с введением карантина, реализовывать свой товар стало некуда.

На выручку фермерам пришли предприниматели, создавшие заново новый вид услуг – доставку на дом продуктов с фермерских хозяйств. Преимуществом данного бизнеса являются всегда свежие овощи и фрукты, которые более 3 дней на складах компаний не залеживаются.

Услуги продвигались в основном через соцсети и путем «сарафанного радио», и уже через 2 месяца включают в себя доставку не только продукцию, выращенную на грядках, но и все виды мяса птицы и домашних животных.

Кейс 3. Бизнес по очистке

В условиях пандемии очень актуальной в регионах стало проведение дезинфекции помещений. Чтобы решить эту проблему, некоторые клининговые компании переориентировались на обеззараживание помещений, дезинфекцию машин и оборудования. Для этого расширился их автомобильный парк, так как приходится работать не только в больших городах недалеко от места нахождения фирмы, но и выезжать в глубинку.

Логистика как способ спасения бизнеса во время пандемии

Некоторые компании, пострадавшие из-за коронавирусной пандемии вынуждены сдавать свои помещения в аренду. Такой выход из ситуации подойдет турфирмам, развлекательным центрам и другим малым предприятиям, где восстановление нормальной работы не предвидится в ближайшие полгода – год времени.

Если же есть стартовый капитал, то можно изменить род своей деятельности и переориентироваться на доставку товаров и услуг. Для этого не обязательно придумывать свой бизнес-план. Существуют готовые решения – франшизы, которые можно купить у франчайзинговых компаний.

Стоимость покупки логистической франшизы начинается от 700 тысяч рублей, и зависит от множества факторов:

  • ориентации логистической компании;
  • раскрученности бренда в России;
  • размера отдельного представительства компании.

Срок окупаемости франшизы составляет от 12 до 36 месяцев.

При выборе логистической франшизы стоит обратить внимание на иностранные компании, которые успешно развивались за долго до начала коронокризиса. Например, Mail Boxes Etc успешно работает по всему миру уже почти 40 лет, имея географию в 44 страны и более 1600 отделений. В России уже больше 20 центров, и за время пандемии, судя по информации на сайте, компания открыла по одному центру в месяц. Конечно, следует учитывать, что требования иностранной компании к потенциальному франчайзи будут значительно серьезнее, чем у российских компаний.

В чем выгода франшизы?

Почему выгодно покупать готовую франшизу у логистической компании:

  • франчайзинговая компания оказывает круглосуточную поддержку своим представительствам, оперативно реагируя на возникшие проблемы;
  • после заключения договора франчайзинга, главная компания направляет своего сотрудника, который будет вести ваше подразделение, что позволит избежать многих ошибок во время работы;
  • франчайзинговая компания предоставляет клиентов, а также доступ к своей базе данных, поэтому на начальном этапе не нужно искать заказчиков;
  • предоставляется бесплатное обучение персонала, а также проводятся дальнейшие семинары и тренинги для повышения эффективности их работы;
  • при отсутствии у партнера своего автопарка, компания помогает приобрести транспорт или взять его в аренду на выгодных условиях;
  • создание нового филиала сопровождается рекламной поддержкой от главной компании.

Общие рекомендации для открытия логистической компании по франшизе.

Если вы решились переориентировать свой бизнес, создав логистическую компанию, вы должны учесть некоторые важные моменты:

  • службу доставки предпочтительнее открывать в большом городе, тогда большая вероятность обзавестись достаточным количеством клиентов;
  • на первоначальном этапе достаточно иметь в штате всего четырех сотрудников: 2 менеджеров по продажам , 1 операциониста, 1 управляющего
  • необходимо определить четко вашу специализацию, какую нишу вы планируете занимать (курьерская доставка или грузоперевозки)
  • если вы решили заняться международными отправлениями из-за стоимости их доставки, вам потребуется получение спец. обучения по оформлению таможенной документации.
  • поинтересуйтесь опытом других предпринимателей, которые открывали уже подобный бизнес.

Требования для приобретения франшизы

Чтобы приобрести франшизу у логистической компании, нужно соответствовать ряду требований:

  • обладать опытом ведения бизнеса;
  • обладать коммуникативными навыками общения с клиентами;
  • иметь в наличии необходимую сумму денег;
  • являться зарегистрированным юридическим лицом;
  • обладать хорошей репутацией в деловых кругах;
  • не являться представителем фирмы- конкурента.