Резерв оказался пуст
Как заявил на совещании с президентом вице-премьер Юрий Борисов, Росрезерв в период эпидемии коронавируса продемонстрировал низкую эффективность. Необходимо оценить номенклатуру хранящихся там запасов и полностью изменить отношение к ним.
«В период кризисной ситуации Росрезерв показал свою малую эффективность. И номенклатуры нужной там не оказалось, а механизм обновления, запуска в оборот продукции, которая хранится в Росрезерве, тоже хромает», — сообщил Юрий Борисов. Он добавил, что уже создана комиссия, задача которой уточнить, в частности, номенклатуру Росрезерва: востребованная ли продукция там хранится.
«А самое главное — нам нужно разработать действенный механизм обновления этой продукции, чтобы это было рачительно и по государственному, чтобы она там не пролежала десятки лет, а потом утилизировалась, а своевременно шла в оборот», — пояснил вице-премьер. Он также подчеркнул, что Росрезерв — это, по сути, «подушка безопасности» государства. «Его можно использовать как демпфирующий (амортизирующий) механизм в условиях кризисной ситуации», — отметил Юрий Борисов.
Глава Минпромторга Денис Мантуров ответил, что его министерство вместе с Минздравом и Минфином считает возможным заложить в номенклатуру Росрезерва маски, защитные костюмы, респираторы, а также многоразовые очки, перчатки и антисептики на сумму до 15 млрд рублей.
В свою очередь, президент поддержал идею создания резерва средств индивидуальной защиты: «Согласен с необходимость. закладывать в Росрезерв необходимые средства индивидуальной защиты, но тогда нужно своевременно предусматривать и выделение денег на так называемое освежение этой продукции».
«Она должна быть в работоспособном состоянии всегда», — заявил Владимир Путин. В целом на прошедшем 3 июня у президента совещании обсуждалась ситуация в легкой промышленности.
Справка «Эксперт online»: Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей и предназначен для решения следующих задач:
обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации; обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях поставок важнейших видов сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольственных и непродовольственных товаров; оказания гуманитарной помощи; оказания регулирующего воздействия на рынок; обеспечения мероприятий по предупреждению или локализации эпидемий, эпизоотий и радиационного заражения.
Агентство действует на основании ФЗ № 79 «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 г. и «Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам», утвержденном постановлением правительства от 23.06.2004 N 373 (с последующими изменениями).
Что будем класть в резервы
Первое, на что обращает внимание вице-премьер, это то, что в России не создана давальческая или по-другому – производственная база по выпуску необходимой номенклатуры на случай массовых эпидемий, говорит член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. Иными словами, господин Борисов обращает внимание президента на то, что нет достаточного количества предприятий по выпуску масок, перчаток, респираторов, защитных костюмов, антисептиков и т.п. 1
Как считает эксперт, такая постановка вопроса должна привести к созданию мощностей легкой промышленности, в том числе, работающих преимущественно на Росрезерв. Он обращает внимание и на риски такого решения, впрочем, они существенны в том случае, если данная система будет работать исключительно по рыночной модели. В любом случае, понадобятся государственные ассигнования, отметил Алим Бишенов.
О добавил также, что подавляющая часть предприятий легпрома не попала в список наиболее пострадавших отраслей. При этом большая часть производителей одежды и обуви в нашей стране за начало второго квартала отметили резкое снижение спроса на свою продукцию. Но именно из-за того, что в стране оказался дефицит масок, перчаток и защитных средств от вирусных инфекций, те из предприятий, кто вовремя оценил ситуацию, смогли эффективно и быстро переориентироваться на выпуск востребованной медицинской и профилактической продукции.
Плюс резерв гаджетов
Российский государственный резерв формировался в течение многих лет, а его основы были заложены еще в советское время, как и определенная номенклатура товаров, которые закупаются на склады, напоминает первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. Это не только продукты длительного хранения — например, крупы, макароны и консервы, но и непродовольственные товары: топливо, металлы, смазочные материалы. Эти госзапасы страна использует в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Например, пожаров, которые лишают людей жилья и имущества, наводнений и других ЧС.
Вот только номенклатуры Росрезерва не пересматривались длительное время, отмечает он. Тем более, они не были рассчитаны именно на пандемию, когда миллионы людей сидят дома.
По словам эксперта, если бы в стране возникли сбои технологических цепочек поставок товаров, а из магазинов временно исчезли продукты питания, продукция со стратегических складов Росреестра была бы очень актуальна: можно было бы провести продовольственные интервенции, товары оперативно бы поступили на полки. Однако дефицита продуктов из продовольственной корзины не возникло, были лишь случаи искусственного повышения цен на отдельные категории товаров и огромный спрос (например, на имбирь и лимоны, которые не относятся к товарам длительного хранения). Поэтому не понадобились средства Росрезерва.
Помимо средств индивидуальной защиты — масок, перчаток, антисептиков, респираторов и защитных очков, в Росрезерв необходимо добавить гаджеты, которые стали актуальны в условиях пандемии, полагает Павел Сигал. Не все россияне имеют такие мобильные телефоны, которое позволяет установить программы для получения оповещений и контроля за соблюдением условий самоизоляции. Также он считает нужным добавить в Росрезерв витаминные комплексы и добавки для поддержания здоровья специалистов, занятых в решении проблем пандемии.