«Наиболее пострадавшая отрасль рискует «не встать с колен» в случае второй волны коронавируса.» – считают ведущие российские эксперты.
Впрочем, и без второй волны рынок event–индустрии переживает мощнейший кризис в своей истории.
Начало конца
Запрет на проведение массовых мероприятий вступил в силу в середине марта, что полностью парализовало традиционные способы ведения бизнеса в event–индустрии. По приблизительным подсчетам, потеря прибыли составляет от 85% до 100%. Сейчас уже очевидно, что именно развлекательный бизнес будет последней отраслью, с которой снимут ограничения.
Надо заметить, многие эксперты солидарны во мнении, что восстановить былой спрос на услуги не удастся, ведь проведение торжеств и праздников – это первое, от чего отказываются люди во время кризиса, стараясь уменьшить свои расходы. Однако финансовые потери – не единственная причина отказа от развлекательных услуг: некоторые потенциальные клиенты стараются соблюдать дистанцию и избегать социальных контактов из-за страха заразиться коронавирусом. Конечно, для многих даже угроза заразиться - не повод отказываться от праздников, однако сейчас невозможно определить какой процент населения полностью отказывается от самоизоляции, а какой - отказывается от социальной активности.
Профессиональное обнуление
В самом начале самоизоляции многие работники event–индустрии попытались перейти в онлайн для проведения мероприятий. Казалось бы, идея пришлась по душе клиентам, как вынужденная мера в период ограничений, но спрос на услуги очень быстро потерял актуальность. Дело в том, что люди просто устали работать, учиться, общаться и отдыхать в онлайне. Очевидно, что замены живой коммуникации в сфере развлечений нет.
Представители ивент–бизнеса пришлось трансформироваться и искать новые пути заработка в отрасли. Кто-то открыл интернет магазин по доставке праздничной атрибутики или стал сдавать оборудование в аренду, к примеру, праздные шатры. Кто-то нашел возможность монетизировать свои таланты через социальные сети. Конечно, доходы от новых способов заработка не смогли перекрыть потерянную прибыль за март, апрель и май.
Спасение с тонущего корабля
Исходя из анализа event–рынка и последствий пандемии можно предположить, что отрасль развлечений начнет восстанавливаться не раньше зимы 2020/21 года. Подобные оптимистичные прогнозы возможны лишь в том случае, если не будет второй волны коронавируса, и как следствия, самоизоляции и ограничений.
По данным опроса участников портала Artist.ru, 27% участников были вынуждены полностью свернуть свою деятельность в сфере развлечений, и искать работу в ином направлении, 8 процентов отметили, что их кризис «не затронул или затронул мало». Оставшиеся 65% были вынуждены искать все средства для выживания. Многие отмечают, что стали пытаться монетизировать свои навыки на альтернативных площадках, от ТикТока до проведения online-концертов. Отмена массовых мероприятий на неопределённый срок привела к закрытию ряда агентств.
Большинство артистов сумело пережить режим самоизоляции за счет личной финансовой «подушки безопасности». Но повторное ужесточение ограничений оставит их без средств к существованию – заработать в этом сезоне они уже не успели.
Свет в конце тоннеля
Впрочем, вопреки прогнозам, озвученным в начале марта, и новым санитарно–эпидемиологическим требованиям, спрос на event–услуги в июле стабилен. Практически повсеместно изменился формат мероприятий: наиболее востребованы фуршеты, камерные свадьбы на 20-25 человек и небольшие выездные корпоративы за городом. И до конца года ситуация не поменяется.