Несмотря на то, что 2020 год преподнёс немало неприятных сюрпризов бизнесу, отказываться от идеи открыть собственное дело не стоит. Во-первых, как показала практика, именно те, кто не сидел в ожидании «когда всё это закончится», а активно действовал, сумели успешно пережить этот кризис и даже вырасти. А во-вторых, к концу года предприниматели во всех сферах бизнеса значительно активизировались.
В том числе и те, что предлагают франшизы, которые позволяют людям без опыта в предпринимательстве снизить риски при открытии бизнеса. Франшиз разных типов на рынке сейчас очень много и далеко не все из них теперь представляют собой успешную концепцию. Возникает вопрос – как не ошибиться при выборе? Ведь не всё можно узнать из рекламных предложений.
Основная рекомендация, которая была актуальна и до 2020 года – основательно подойти к изучению франшизы.
Не торопитесь на эмоциях и воодушевлении подписывать договор, тщательно его не изучив. Потому что именно в договоре прописывается всё то, что вы получите и всё то, что от вас будет требоваться. И не избегайте возможности обсудить условия франшизы с основателями компании, или хотя бы её представителями. Потому что только задавая вопросы, вы сможете точно понять, как будет проходить партнёрская работа между вами и франчайзером.
Это универсальный совет, который будет актуален в любое время, независимо от происходящих событий. Однако на этом тема не закрыта. Вот ряд рекомендаций, к которым стоит прислушаться всем, кто подбирает себе франшизу и планирует в 2021 году получать прибыль с нового бизнеса.
Старайтесь оценить потенциал бизнеса. После событий 2020 года стало видно как быстро меняется рынок. И если раньше некоторые модели постепенно теряли актуальность, то теперь мы живём в такое время, когда из-за происходящих событий эти процессы ускорились.
Банальный пример. В 2021 году бизнес, работающий в общепите без доставки будет явно проигрывать тому, который ориентируется в том числе и на дистанционную работу с покупателями. Поэтому, если вы выбираете франшизу кафе, ресторана, шаурмы, бургеров, пиццерии или что-то из той же сферы, убедитесь, что сможете зарабатывать и на тех клиентах, которые предпочитают заказывать еду. Доля таких продаж значительно увеличилась в пандемию, но не перестанет быть трендом в ближайшем будущем. Побудьте немного аналитиком и посмотрите на рынок со стороны.
Не останавливайте внимание только на крупных российских и зарубежных брендах. Да, известная на большой территории концепция имеет ряд преимуществ. Её знают люди, используется федеральная реклама, есть опыт в открытии новых партнёров в разных регионах. Но, во-первых, такие франшизы как правило и дороже, и требовательнее к франчайзи. А во-вторых, сейчас среди региональных компаний, которые только выходят на рынок франчайзинга всё больше и больше интересных и по-настоящему качественных предложений.
Однако забывать об осторожности тоже нельзя. Франшизы, даже если они региональные, создаются не на пустом месте. И если компания, едва сама успев открыться, сразу запускает франшизу, то стоит задуматься. Проверяйте опытность компании. Сколько точек было открыто? За какой период? Сколько среди них собственных, а сколько – партнёрских. Актуально сейчас также задавать вопросы о том, как партнёры франшизы пережили самоизоляцию и кризис. Это важный показатель и ответ франчайзера сможет сказать вам о том, насколько концепция, которую вы хотите купить, готова к подобным неприятностям.
Помимо этого, не стоит забывать о том, что паушальный взнос – не «цифры из головы», а вполне себе конкретная сумма, которую вы платите за что-то. И что в него входит – важный показатель. Если это просто возможность пользоваться брендом – стоит ли такая франшиза своих денег? Если вы получаете и маркетинговую поддержку, и обучение, и другие инструменты – то возможно цена оправдана. Особенно в 2021 году, когда опыт и поддержка франчайзера смогут сыграть решающую роль на быстро меняющемся рынке.