Дед Мороз и пандемия

Дмитрий Машенских
корреспондент Monocle.ru
23 декабря 2020, 09:58

Стоит ли открывать двери сказке, и сколько это стоит?

Коллаж: Тамара Ларина

 Приближающийся Новый Год, по традиции, означает для населения многочисленные хлопоты. Это и закупка продуктов для праздничного стола, и украшение домашнего жилища, и приобретение подарков, и приглашение возможных гостей, и многое другое, что связано в России с главным зимним торжеством. И, конечно же, традиции Нового Года предполагают поздравления детей Дедом Морозом и Снегурочкой.

Нынче, однако, многие родители задумываются: разумно ли приглашать домой сказочных персонажей в период совсем не сказочного заболевания, коронавирусной инфекции? Принимая также во внимание, что визит Деда Мороза неизбежно влечёт за собой и определённые траты, а уходящий год и так для большинства россиян обернулся непредвиденными денежными потерями, во многих случаях — весьма значительными. Так стоит ли подвергать возможному риску заражения себя и собственных близких, да ещё и делать это не бесплатно? «Эксперт-онлайн» постарался выяснить это.

Начнём с цены вопроса. Как заведено, стоимость вызова Деда Мороза и Снегурочки весьма широко варьируется, в зависимости как от времени торжества, так и от региона. Для примера мы выбрали праздничные агентства, с наиболее обширным ассортиментом услуг. Столица, разумеется, традиционно держит здесь пальму первенства. Так, по опросам «Эксперта», минимальная цена визита на дом знаменитого деда с его внучкой составляет (на период до 18 декабря) 1600 рублей за пятиминутное представление. Начиная с указанной даты, ставка Деда Мороза последовательно каждодневно возрастает, достигая 2700 рублей к 30 декабря. В канун Нового Года, 31 декабря, указанное поздравление будет стоить минимум 2500 рублей (с 9 до 11 утра) и достигнет максимального значения непосредственно в саму новогоднюю ночь, с 22-00 до 00-00 часов, составив 5300 рублей.

В Санкт-Петербурге цены за столь же короткое свидание с Дедом Морозом несколько ниже. В период до 18 декабря включительно они колеблются в пределах чуть более 1000 рублей. 30 декабря увидеть у себя дома главных героев новогодней сказки можно за 1900 рублей. А получить подарки и поздравления 31 декабря будет стоить около 2000 рублей рано утром, и 3800 рублей — под бой курантов.

В остальном по стране разброс цен не слишком велик, и колеблется, начинаясь от 1500-2000 рублей в предновогоднюю декаду и оканчиваясь 3000-4500 рублей на пике, вечером 31 декабря. Разумеется, речь всюду идёт об официально зарегистрированных устроителях праздничных торжеств. У тех, кто занимается кустарным промыслом на ниве новогодних поздравлений прейскурант, разумеется, ниже, но качество услуг может сильно отличаться от ожидаемого заказчиками.

Теперь непосредственно о рисках заражения. Продолжающееся распространение коронавирусной инфекции неизбежно вносит коррективы в работу и Дедов Морозов тоже. Идя навстречу требованиям безопасности, руководители эвент-агентств предписывают своим сотрудникам пользоваться защитными средствами, надевать маски и перчатки, а также дезинфицировать свой подсобный инвентарь после каждого праздничного посещения. Помимо этого, на заданный «Экспертом» вопрос о наличии тестов, подтверждающих отсутствие у Деда Мороза и Снегурочки вируса SARS-CoV-2, все без исключения их работодатели ответили утвердительно. Но проблемы, тем не менее, это не снимает.

Прокомментировать для «Эксперт online» эффективность названных мер безопасности согласилась врач высшей категории, терапевт, Людмила Афанасьевна Воронкова: «Надо сразу сказать, что в период пандемии желательно до минимума снизить контакты с посторонними лицами. Это касается, не в последнюю очередь, и обсуждаемой ситуации. И для этого есть ряд вполне конкретных резонов. Во-первых, предписанное обязательное ношение масок и перчаток, мы все знаем, в ряде случаев просто саботируется, вольно или невольно. Происходит, зачастую, и пренебрежение правилами дезинфекции. Но даже если представить себе, что аниматоры безупречно исполнительны, то всё равно ряд моментов общения между ними и заказчиками предполагает снятие защитных масок. Это может быть во время группового фото, или даже во время всего представления, если клиент этого пожелает. Такое прописано в условиях многих агентств. А в этом случае, согласитесь, теряется весь смысл предпринимаемых защитных мер».

«Помимо этого, — продолжила Людмила Воронкова, — есть претензии и к процедуре проверки, так сказать, благонадёжности Деда Мороза и Снегурочки , имея в виду возможное наличие у них COVID-19. С точки зрения эффективности, эта мера кажется не самой продуманной. Если говорить о действительно надёжном подтверждении отсутствия у названных выше персонажей коронавирусной инфекции, то после проведения ими ПЦР- или ИФА-диагностики  и до момента визита к заказчику они должны находиться в полном карантине. Лишь тогда их тест может считаться действительным. А принимая во внимание специфику такой узко-сезонной, новогодней работы, предполагающую как раз крайне напряжённый рабочий график, не приходится сомневаться в том, что ни о каком карантине и речи не пойдёт».

Говорить же о том, что работодатель будет оплачивать каждый экспресс-тест каждого своего сотрудника, перед каждым визитом к заказчику — вообще абсурдно, уверена врач. Воронкова подчеркивает, что «при условии, опять же, что даже в этом случае минимальное время готовности экспресс-теста составляет 4-7 часов, и подобный «простой» в работе для анимационных контор просто недопустим. Таким образом можно смело утверждать, что соблюдение такого условия как гарантия абсолютного здоровья пришедших к вам в дом сказочных гостей невыполнимо, в принципе».

Как следует из вышесказанного, приглашение к себе домой традиционных новогодних героев чревато определёнными рисками. Как же быть, в таком случае, тем родителям, кто не желает лишать своих детей радости сказочного поздравления? Как постараться не разрушить у малышей, верящих в Деда Мороза и Снегурочку, иллюзию чуда? Или, всё-таки, лучше пренебречь одной из самых любимых семейных традиций, в нынешних непростых условиях? За ответом «Эксперт» обратился к практикующему детскому психологу-воспитателю, Надежде Владимировне Волковой.

«Разумеется, лишать ребёнка веры в сказочное чудо не стоит, — прокомментировала наш вопрос Надежда Волкова. — Ведь до 6-7 лет у детей происходит активное формирование творческого потенциала, идёт интенсивное развитие фантазии. Это, в свою очередь, помогает впоследствии вашему чаду более успешно пройти процессы социальной адаптации, приобрести способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Поэтому совсем отказываться от сказки не стоит. Достойный выход из ситуации в условиях пандемии — заказать видео-поздравление от Деда Мороза. Практика показывает, что эффект от подобного сказочного видео-сюрприза вполне способен поддержать в ребёнке иллюзию волшебства».

Как выяснил «Эксперт» рынок новогодних видео-поздравлений весьма и весьма широк. Средняя стоимость подобной услуги относительно невелика, и даже по столичным ценам составляет от 500 до 1000 рублей. Помимо этого, существует возможность заказать даже бесплатное именное видео-поздравление, причём как детям, так и взрослым.