Казахстан продолжает уходить от сырьевой модели экономики путем диверсификации и привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор через развитие финансовых услуг мирового уровня. Анализ первых лет работы созданного для этого Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) показывает впечатляющие результаты. И именно он, по мнению многих экспертов, может придать новый импульс институциональным реформам как в самом Казахстане, так и у его соседей, внимательно изучающих опыт проведения реформ в этой стране.
Международный финансовый центр «Астана» официально был открыт всего два года назад, и за это время успел сформировать биржу мирового уровня с активным листингом и широким набором инструментов. Собрать более 630 резидентов, раскрутить десятки финтех-стартапов. Сформировать базу из 12 000 экспертов в области финансов и аудита, управления персоналом, ИТ, проектного менеджмента, которые готовы стать сотрудниками международных компаний - резидентов МФЦА.
За короткий срок буквально на наших глазах появился комплексный институт развития с уникальной для постсоветского пространства правовой системой, передовыми финансовыми технологиями и партнерами из числа глобальных компаний и фондов. Но многие упускают из виду, что Нур-Султан стал финцентром не просто чтобы предоставить отдельным компаниям возможности комфортного заработка на мировых финансовых рынках. У МФЦА куда более далеко идущие цели, его стратегическая миссия – обеспечить стабильный и растущий поток иностранных инвестиций как в Казахстан, так и в страны всего региона Большая Евразия. Это позволит всем им в перспективе нарастить долю не сырьевого сектора экономики, а также активизировать местный и региональный капитал, создав, помимо прочего, новые возможности для инвестиций и каналы финансового посредничества.
Для реализации этой амбициозной цели в Нур-Султане благодаря политической воле первого президента Нурсултана Назарбаева были созданы практически беспрецедентные по своей привлекательности условия. В МФЦА действует не только льготный налоговый режим и упрощенное регулирование, но и общее британское право и прозрачное ускоренное судопроизводство, к которому столетиями привыкали международные инвестиционные компании. Конечно, и ранее в нашем регионе делались попытки создания МФЦ, например, в Москве. Но эта затея забуксовала, и не в последнюю очередь из-за того, что действие на территории столицы какого-либо права кроме российского нашим властям показалось бы немыслимым.
Опыт создания МФЦА в Казахстане нам особенно интересен как кейс успешного решения задачи с нуля и до достижения осязаемых результатов. Именно поэтому мы решили проанализировать становление МФЦА в призме критериев: задача – решение – результат. Думаем, что этот опыт может быть востребован и другими странами нашего региона, задумывающимися о создании подобных институтов у себя. Мы детально проследили историю создания МФЦА, остановившись на особенно значимых вызовах, стоявших на этом пути, и тех решениях, которые на каждом этапе применялись.
Но сначала немного предыстории.
Казахстан за последние 20 лет прошел почти тот же путь, что и многие страны бывшего СССР, которым пришлось восстанавливать обрушенную в 90-е годы экономику. Казахстан воспользовался своим преимуществом – большими запасами нефти, урана и цветных металлов для накопления капитала с целью восстановления и модернизации промышленности. Уже в 2003 году ВВП Казахстана впервые сравнялся с уровнем 1991 года, в нулевые показывал двузначный рост. Далее последовали 10 лет активных вложений в базовые средства производства и инфраструктуру. И, после сложных 2015 и 2016 годов с их падением цен на сырье и рухнувшим экспортом, ВВП страны начал восстанавливаться.
По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития, за последние десять лет в Казахстане по госпрограмме индустриализации запустили свыше 1 350 проектов стоимостью более чем 8 трлн тенге, создав свыше 130 тысяч новых рабочих мест. Новые предприятия появились в основном в сельском хозяйстве, стройиндустрии, металлургии и машиностроении. Были модернизированы ключевые предприятия горнорудной, энергетической промышленности. Однако кризис 2008 года всем развивающимся странам показал, что ставка на сырье – не самый надежный вариант для развития промышленности, поскольку мировые цены слишком непредсказуемы и обеспечить долгосрочный инвестиционный процесс в стране невозможно. Некоторые страны, такие как Бразилия, Малайзия, Индонезия и страны Восточной Европы попали в так называемую ловушку среднего дохода. Это подразумевает, что зарплаты экономически активного населения не могут дорасти до уровня развитых стран, поскольку их продукция уже не может конкурировать на глобальных рынках, где еще есть дешевый труд.
«Стало очевидно: чтобы не попасть в ловушку среднего дохода, необходимо менять стратегию дальнейшего развития страны, - говорит Управляющий Международного финансового центра «Астана» Кайрат Келимбетов. - Трудное восстановление после кризиса привело к снижению инвестиционной активности, за которой последовало и длительное снижение цен на энергоресурсы. Тогда и была поставлена стратегическая задача: найти такой механизм, который превращал бы накопленный капитал и сбережения граждан в инвестиции для страны в целом и соседних регионов в том числе». За годы роста экономики в нулевые Казахстан скопил определенный финансовый капитал, который теперь нужно было использовать для дальнейшей модернизации и диверсификации экономики. В дальнейшем даже местные банки трескались от депозитов, не пуская их в экономику. «Речь шла о необходимости принятия комплекса мер по дальнейшему развитию экономики по новому сценарию с целью включиться в полной мере в основные мировые тренды: это бурное развитие финансовых технологий и техперевооружение, индустрия 4.0, - продолжает Кайрат Келимбетов. – Было ясно, что для этого нужны новые институты развития, а для них – новые комплексные решения».
Сверхзадача: системная диверсификация экономики
Комплексным ответом на стоявшие перед страной вызовы стал запуск первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в 2012-2015 годах масштабных структурных реформ. В них вошли «Стратегия 2050» (согласно которой Казахстан должен войти в 30 развитых стран мира), 5 институциональных реформ и План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» и госпрограмма «Индустрия 4.0». Реформы предполагают повсеместное внедрение новых технологий во все отрасли экономики и социальной сферы, развитие транспортно-логистической структуры, разумное и эффективное использование ресурсов, развитие человеческого капитала. Ключевые задачи сформулированы в духе целей устойчивого развития ООН, что уже само по себе привлекло к Казахстану внимание развитых стран и крупного бизнеса.
Но чтобы в страну на регулярной основе привлекать капитал, возникла необходимость в соответствующей деловой и финансовой инфраструктуре, сервисе мирового уровня, профессиональных кадрах и многом другом. «В России механизмом привлечения местного и мирового капитала в промышленность стали особые экономические зоны (ОЭЗ) и региональные корпорации развития, - говорит доцент кафедры макроэкономической политики и стратегического управления, МГУ имени М.В. Ломоносова Олег Буклемишев. – Но это не решает задачу комплексно: активность региональных корпораций развития сильно зависит от губернаторов и локальной инвестиционной среды, немногие из них привлекли заметные проекты. То же самое с ОЭЗ: есть успешные примеры, но десятки скорее неэффективны».
Другой путь – создание международных финансовых центров, которые являются каркасом мировой финансовой архитектуры. Старейшие из них - Нью-Йорк, Лондон, Париж, Люксембург, Токио, Франкфурт давно сформировали каркас современного фондового рынка и участвуют в формировании мировых рынков капитала, насыщая им прежде всего экономики своих стран. Более новые, такие как Гонконг, Сингапур, Абу-Даби, Дубай и другие уже успешно конкурируют с гигантами, меняют саму архитектуру финансового рынка. Они создают вокруг составляющих основу МФЦ бирж, страховых компаний, банков и фондов, новые электронные сервисы, деловую и образовательную экосистему в целом. По такому же пути после анализа лучших мировых практик решил пойти и Казахстан. «Но в первую очередь, нам необходимо было развивать финансовое посредничество, для чего логичным было иметь определенный институт или даже кластер институтов, который должен был помочь государству справиться с этой задачей, моделью для такого института стал МФЦ», - отмечает член правления Администрации МФЦА Бауржан Бектемиров.
Стратегическое решение: полностью независимый от местной специфики суд
Создавать МФЦ в действующем правовом поле было бы крайне сложно: крупные инвесторы редко доверяют местным судам и предпочитают решать свои споры в Лондоне. Следовательно, выход на незнакомые рынки с их специфическими правовыми системами всегда требует дополнительных затрат и создает массу сложностей, которые не под силу многим компаниям. Поэтому в 2017 году по инициативе Нурсултана Назарбаева было принято решение о внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан, устанавливающих в МФЦА особый правовой режим для предоставления финансовых услуг. Таковым стал режим английского общего права. Суд в составе 10 судей был избран из самых опытных и узнаваемых судей в мире общего права «с глобальной репутацией абсолютной независимости, беспристрастности, честности, безусловного применения верховенства права и неподкупности», - отмечено в Стратегии развития МФЦА. Здесь также был создан Международный арбитражный центр (МАЦ), который предоставляет альтернативную платформу для разрешения споров. МАЦ имеет свою собственную коллегию, состоящую из 38 международных арбитров и медиаторов. «Конституционный закон об МФЦА призван обеспечить полную независимость судебной системы МФЦА, это значит, что суд МФЦА действует самостоятельно от местной судебной системы Республики Казахстан, говорит председатель суда МФЦА Лорд Манс. – Взаимодействие между судом МФЦА и местной правовой системой Казахстана — это дружеское сотрудничество как на личном, так и на деловом уровне». С казахстанскими коллегами судьи МФЦА начали налаживать диалог с первых дней работы. В ходе семинаров и конференций разъясняли основы британского права, его преимущества. «Многие наши юристы и судьи консервативны. Некоторых до сих пор удивляет, что в Казахстане действует обособленное судопроизводство, - говорит управляющий партнер юридической компании Signum София Жылкайдарова. – Многих судей я знаю с момента их назначения, впечатляет их карьера и репутация, поэтому я уверена в беспристрастности их решений». За последние два года лекции в рамках организованной Судом МФЦА и МАЦ образовательной программы посетили более 2000 казахстанских специалистов в сфере юриспруденции и студентов юридических факультетов. Сейчас в Суде МФЦА и МАЦ зарегистрировались 219 юристов из таких стран и регионов, как Казахстан, страны Центральной Азии, России, Великобритании, Европы, США, Индии, стран Ближнего Востока, стран Юго-Восточной Азии (в особенности Сингапура и Гонконга). Все они смогут представлять стороны в Суде МФЦА и МАЦ.
Задача: заслужить доверие инвесторов
В стратегии развития МФЦА главным приоритетом обозначено обеспечение доверия к себе со стороны мирового сообщества. Проблема недоверия сложилась оттого, что каждый раз, выходя на новые рынки развивающихся стран, инвесторы обнаруживают разные условия и методы судопроизводства, вынуждены вникать в традиции местных судов, а то и в интересы элит, обычно имеющих влияние на судей. Между тем в мире веками сложились две правовые модели, прямо влияющие на условия ведения бизнеса: с континентальным (германским) правом и общим (английским) правом. Первая больше ориентирована на защиту банковского инвестиционного капитала и основана на судах по нормативам, что часто приводит к различным толкованиям одних и тех же законов. Английское общее право больше ориентировано на защиту прав широкого круга акционеров компаний, а потому отличается более ускоренным и упрощенным судопроизводством по прецеденту (сравнение аналогичных дел). Такая модель считается более прозрачной и понятной, поэтому ей доверяют многие инвесторы из разных стран. К примеру, почти две трети споров в судах Великобритании были инициированы не резидентами МФЦ Лондона. Более того, сейчас почти в трети из 320 юрисдикций для иностранного бизнеса используют общее британское право, в том числе в 10 из 13 крупнейших международных финансовых центров.
Согласно исследованию TheCityUK, 40% всех корпоративных арбитражных разбирательств в мире проходят с использованием английского права. При выборе правовых режимов создатели МФЦА учли и опыт Москвы, которая также пыталась в 2013 году создать свой международный финансовый центр. При том, что все предпосылки в столице России были (действующая биржа, крупнейшие отечественные и иностранные инвестиционные банки и фонды, инновационные кластеры, офисная инфраструктура и прочее). МФЦ Москва до сих пор остается на стадии формирования. По всей видимости, пул якорных потенциальных резидентов не удалось сформировать, поскольку никаких исключительных правовых режимов в судопроизводстве Россия не готова была обеспечить ни иностранцам, ни своим предпринимателям. «Инициаторы МФЦ Москвы допустили один важный просчет: проект был рассчитан не на отдельную локацию, а на всю территорию Москвы, на которой вводить отдельный правовой режим нереально», - говорит заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. По мнению академика Сергея Глазьева, построить в МФЦ «Москва» систему английского права и вовсе не предполагалось. «Она несовместима с Конституцией России», — подчеркнул Глазьев. В этом смысле политическая воля президента Назарбаева привела, по сути, к революционному решению создать «государство в государстве», без чего обеспечение притока инвестиций не могло состояться. Разумеется, это было непросто: помимо конституционной реформы и внесения других изменений в законодательство, было разработано более 70 собственных актов МФЦА, основанных на принципах английского общего права и стандартах ведущих глобальных финансовых центров. Сформированы команды судей мирового уровня. В июне 2019 года суд МФЦА и МАЦ ввели мораторий на сборы и платежи. Сегодня компании могут получить бесплатный доступ к услугам по разрешению споров в суде МФЦА и МАЦ. Все стороны контракта, подписанного до 31 декабря 2021 года с оговоркой МАЦ для разрешения споров, будут вправе получить услуги по администрированию процесса разрешения споров в МАЦ, возникших в рамках данного контракта, на безвозмездной основе. Это важно для крупных компаний с длинными контрактами.
Результат: МФЦ для макрорегиона
В 2018 в столице Казахстана торжественно открылся международный финансовый центр «Астана». Функционально он создан для формирования развитого рынка капитала, управления активами как крупных компаний, так и частных лиц, развития новейших финансовых технологий, финансовых инструментов, таких как исламские финансы, частный банкинг, «зеленая» экономика. Стратегическая задача МФЦА – формирование современного устойчивого финансового рынка Казахстана для интенсивного привлечения инвестиций в экономику страны.
Но его миссия куда более масштабна и больше похожа на смелый и неожиданный геополитический замысел – МФЦА должен стать финансовым хабом для всего макрорегиона Евразии. В ближнем ореоле влияния МФЦА – страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), образованного официально в 2014 году, но инициированного еще в начале девяностых годов Нурсултаном Назарбаевым. «Только ЕАЭС открывает международным инвесторам рынок численностью 180 млн человек и емкостью 2,3 трлн долларов, а вместе со следующим ореолом влияния – странами Центральной Азии, Монголией и Закавказья – и того больше, - отмечает Кайрат Келимбетов. – Все вместе образуют огромное инвестиционное пространство между Европой и Азией. Казахстан в силу географического положения в центре Евразии оказался удобной точкой входа иностранных инвесторов на этот емкий растущий рынок». К примеру, Европейский банк реконструкции и развития, активно работающий на территории ЕАЭС, предпочел открыть представительство в МФЦА, в том числе из-за логистического удобства.
Став финансовым стержнем постсоветского пространства, МФЦА закономерно связал интересы Европы и растущей Юго-Восточной Азии. Это особенно значимо на фоне начавшейся в нашем веке деглобализации и нарастающего антагонизма западного и восточного миров. Поэтому закономерно и символично, что партнерами МФЦА как интегратора экономических интересов разных стран стали с одной стороны крупные американские компании NASDAQ, Goldman Sachs и прочие, с другой - китайские: Шанхайская фондовая биржа, Государственный банк Китая и «Фонд «Шелкового» пути». К слову, Шанхайская биржа впервые вошла в партнерство в одном проекте с Nasdaq, что также подчеркивает интеграционную роль Казахстана на глобальном уровне. Китайские институты развития имеют в регионе прямой интерес, связанный с мега-проектом «Пояс и Путь» (BRI), который предусматривает строительство новой сухопутной и морской транспортной инфраструктуры из Азии в Европу. BRI сопряжен с инфраструктурными проектами ЕАЭС: всего Евразийская экономическая комиссия утвердила список 39 совместных проектов, направленных на строительство или модернизацию транспортной инфраструктуры. Для этого МФЦА уже сформировал пул потенциальных кредиторов для BRI. На его площадке работают представительства крупных китайских финансовых институтов: помимо «Фонда Шелкового пути» это филиал China Construction Bank (с капитализацией более 1 трлн. долларов), China Development Bank (Банк Развития Китая с уставным капиталом около 5,5 млрд долларов) и других. «Инициатива «Один пояс – один путь» должна восприниматься как неотъемлемое продолжение потенциала ЕАЭС в части инфраструктуры и логистики», - отметил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 2019 году на заседании Высшего Евразийского совета в Астане. Таким образом МФЦА менее чем за два года оказался в гуще крупных геополитических и геоэкономических проектов.
Результат: приток резидентов и не только
Всего спустя два года в МФЦА уже насчитывается 633 резидента из десятков стран мира, в том числе из России. Доверием пользуются арбитражная и судебная площадки МФЦА. Более 4 000 контрактов на данный момент имеют оговорку суда МФЦА и МАЦ. Речь идет как о договорах с участием резидентов МФЦА, так и между компаниями, не являющимися участниками финцентра «Астана».
На сегодняшний день в Международном арбитражном центре (МАЦ) МФЦА рассмотрено 287 дел, в Суде МФЦА 9 решений доведены до исполнительного производства. «Среди наших клиентов уже более половины указали Суд МФЦА или МАЦ в качестве места разрешения споров, поскольку появилась альтернатива нашим местным судам. Более прозрачная и независимая, что очень ценят казахстанские предприниматели и иностранцы, работающие в Казахстане, - говорит София Жылкайдарова. – Здесь намного быстрее рассматриваются дела, не приходится ездить в Лондон, а главное, намного дешевле».
Среди нерезидентов, указывающих местом спора МФЦА, больше всего китайских предпринимателей, представителей союзных стран и европейских компаний, работающих в СНГ. В начале пандемии руководство МФЦА совместно с судом приняли решение бесплатно отправлять в этом году судопроизводство (резиденты освобождаются от уплаты комиссии и пошлин на 3 года). О гибкости суда говорит то, что с февраля 2019 года в МФЦА заработала онлайн-платформа eJustice. Ранее, в 2018 году Суд МФЦА вступил в Международный форум коммерческих судов (SIFoCC), куда входит более 35 юрисдикций, и подписал меморандум, который еще больше упростит процедуру исполнения судебных решений. Благодаря столь стремительному набору резидентов столица Казахстана в 2018 году впервые вошла в самый престижный рэнкинг финансовых центров - Глобальный индекс финансовых центров (GFCI 23) и к 2020 году поднялась на 14 позиций.
Инвесторов привлекает льготный налоговый режим МФЦА: его резиденты освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога, корпоративного подоходного налога по доходам, полученным от вспомогательных услуг (юридических, аудиторских, бухгалтерских, консалтинговых), налогов на землю и имущество (на территории финцентра). Размещаются компании и в просторных офисах нескольких зданий выставочного комплекса «Экспо-2017», обладающего всей современной инфраструктурой. Для иностранцев в МФЦА действует экспат-центр, который в режиме «одного окна» помогает получить централизованный доступ к услугам органов миграции, налоговых органов. Он также содействует при оформлении недвижимого имущества, помогает с размещением, устройством детей в детсады и школы. Одним из ключевых показателей развитости финансовых центров является транспортная доступность города. В настоящее время Нур-Султан напрямую связан со многими глобальными финансовыми центрами, включая Франкфурт, Лондон, Париж, Сеул, Бангкок, Пекин, Стамбул, Нью-Дели и Дубай. К 2025 году планируется соединить столицу прямыми маршрутами с более 50 финансовыми центрами мира, в том числе с Нью-Йорком, Шанхаем, Гонконгом, Сингапуром, Токио, Амстердамом, Цюрихом и другими.
Задача: формирование емкого фондового рынка и развитой сферы финансовых услуг
Последние двадцать лет конфигурация точек формирования капитала начала активно смещаться с запада на восток. Это происходило главным образом в сторону растущих стран Юго-Восточной Азии, а постсоветское пространство оставалось белым пятном, где не было централизованного места притяжения капитала. Крупнейшие публичные компании СНГ предпочитают выходить на IPO в МФЦ Лондона или Нью-Йорка. Однако экономические связи стран ЕАЭС все больше сдвигаются на Восток в сторону Китая. Особенно это касается России, которая находится под санкционным давлением и отчасти лишена доступа к дешевому иностранному финансированию под 2-3%. Это говорит о большом спросе на более доступный листинг внутри макрорегиона. Для этого необходима площадка с международным статусом и признанием.
«Стратегически Казахстан пошел по пути диверсификации финансовой сферы, и период пандемии показал, что мы не просчитались. – говорит Бауржан Бектемиров. – Несмотря на рост депозитов, банки начали меньше выдавать кредиты. Мы начали развивать небанковский сектор, так как многие сейчас предпочитают долевое финансирование долговому — тогда справедливо разделены риски и снижается стоимость заимствования. Доступный листинг на бирже и другие инструменты дают местным компаниям варианты привлечения капитала, акционеры делят риски с компанией, что в целом повышает устойчивость рынка».
Развитие рынка финансовых услуг в современном мире невозможно без новых финансовых технологий. МФЦ Сингапур, Дубай, Пекин, Шанхай делают ставку именно на растущие стартапы, позволяющие вовлечь как можно более широкие слои бизнеса и населения для проведения финансовых операций. Без новых удобных сервисов технологическую гонку на финансовых рынках лишь за счет капитала уже не выиграть.
Решение: высокотехнологичная фондовая биржа
Сердце любого финансового центра – биржа. И МФЦА не является исключением. Созданная в МФЦА в 2017 году биржа Astana International Exchange (AIX) работает в рамках английского права - нормативно-правовой среды, которая понятна международным инвесторам. Биржа предоставляет надежную и безопасную торговую инфраструктуру с доступом к инвестициям благодаря развитой экосистеме, состоящей из более чем 20 местных и международных торговых членов.
Миссия AIX – развитие активного рынка капитала не только в Казахстане, но и в центральноазиатском регионе. Достичь этого планируется за счет привлечения локальных и зарубежных инвесторов с помощью обеспечения понятных и выгодных условий для них, а также с помощью создания платформы для финансирования роста частного бизнеса и экономики в целом.
Сегодня на AIX мы видим широкий перечень инструментов - акции, глобальные депозитарные расписки, облигации, биржевые инвестиционные фонды и ноты (ETF, ETN). Среди новых направлений, которые развивает AIX – сегменты исламского и «зеленого» финансирования. Это два активно растущих относительно новых финансовых сектора на фондовых рынках. Исламские облигации набирают популярность, поскольку имеют особую степень защиты: их выпускают под проекты, которые банки не кредитуют (что запрещено исламом), а софинансируют, обеспечивая жесткий контроль за реализацией проекта. «Зеленые» облигации привлекают инвесторов гарантией дальнейшего роста рынка. Цели устойчивого развития ООН (а теперь и общемировая этика бизнеса) требуют от компаний больших вложений в повышение экологичности производства, перехода на чистые виды топлива и прочее, что требует публичных займов через биржи.
Результат: новый фондовый рынок пришел в движение
Начиная с 2018 года эмитенты AIX привлекли более 321 млн долларов США собственного капитала (104,7 млн долларов США в 2020 году).
Первой госкомпанией, заложившей основу фондовой торговли на AIX, стал мировой лидер по добыче урана «Казатомпром». Он разместил в 2018 году 5% своих акций на AIX, а затем осуществил вторичное размещение в сентябре 2019 года и в июне 2020. В результате объем акций в свободном обращении составил 25%. На сегодняшний день ценные бумаги «Казатомпрома» - самые активно-торгуемые инструменты на AIX. Также успешно на AIX размещались ценные бумаги таких крупных эмитентов как Halyk Bank (SPO), Polymetal, Ferro Alloy, «Кселл» (кросс-листинги), Kaspi.kz (IPO).
«Мне сложно вспомнить другие примеры, когда новому созданному с нуля финансовому центру удалось бы так быстро выйти на такие результаты, - говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. – Уже в 2019 году на бирже МФЦА было привлечено порядка 2,5 млрд долларов портфельных инвестиций, в том числе свыше 2 млрд долларов долгового капитала и 216 млн долларов акционерного капитала. На бирже в качестве эмитентов со стороны государственного капитала уже присутствуют также госкомпании «Қазақстан темiр жолы» («Казахстанские железные дороги»), «Народный сберегательный банк Казахстана», оператор сотовой связи «Кселл». Вполне естественно, что присутствие государственного капитала на бирже повышает ее надежность и авторитет среди потенциальных инвесторов. Сами компании при этом получают доступ к финансированию, которое могут направлять на развитие».
Большим плюсом и удобством на AIX являются расчеты Т+2, и возможность рассчитывать сделки в разной валюте, считает генеральный директор Sova Capital Сергей Суханов. «Тот факт, что на одной площадке ведутся торги локальными акциями и депозитарными расписками. Для международных инвесторов немаловажно и основанное на принципах британского права местное законодательство, а для локальных инвесторов налоговые льготы», - добавляет он.
Через AIX привлечено 8,6 млрд долларов США долгового капитала (3,7 млрд долларов США в 2020 году). Система признания иностранных фондовых бирж позволяет эмитировать ценные бумаги на Бирже МФЦА в ускоренном режиме. «Безусловно, размещение государственных активов и ценных бумаг укрепит доверие иностранных инвесторов к МФЦА, поскольку они служат своего рода гарантией защищенности самого рынка», - считает Сергей Суверов. Усовершенствовать предстоит и инструменты управления активами, включающие различные механизмы коллективного инвестирования, инструменты управления частным благосостоянием (трасты, частные фонды, family offices и прочее), холдинговые компании, компании специального назначения и прочее. «Кроме того, совместно с Международной финансовой корпорацией при Всемирном банке мы работаем над созданием рынка стрессовых активов в юрисдикции МФЦА, - говорит глава по глобальным рынкам МФЦА Амина Тургулова. – Сейчас, в период посктризисного восстановления, это направление становится наиболее актуальным». Речь идет о запуске рыночных стандартизированных механизмов выкупа стрессовых активов профильными инвесторами с целью их оздоровления, возврата в экономический оборот и возможной последующей продажи. Международная финансовая корпорация имеет мировой опыт в развитии рынков стрессовых активов и в ряде стран уже реализовала Программу восстановления стрессовых активов. В рамках нее корпорация выступила в качестве якорного инвестора, что стало позитивным сигналом для других инвесторов, включая международных.
На Бирже МФЦА также создан специальный биржевой сектор рынка для привлечения инвестиций по проектам BRI, прежде всего китайских. Например, регулятор МФЦА договорился с китайской комиссией регулирования ценных бумаг (CSRC) и китайской комиссией регулирования банков и страховых компаний (CBIRC) о возможности профессиональным участникам фондового рынка осуществлять деятельность на площадке МФЦА. На инициативу откликнулись крупнейшие китайские брокеры, такие как CITIC, CICC, Shenwan Hongyuan, ставшие членами AIX. Это позволит эмитентам биржи привлечь капитал большого и диверсифицированного пула инвесторов, в том числе под проекты BRI. Первый выпуск облигаций в юанях на сумму один млрд юаней провел один из крупнейших китайский банков - China Development Bank. Средства будут использованы для финансирования казахстанских инфраструктурных проектов и проектов инициативы «Пояс и Путь».
Нормотворчество МФЦА позволило расширить круг потенциальных публичных компаний. С прошлого года горнорудным компаниям предложены специальные условия листинга. Это позволит привлечь не только казахстанские компании, но и горнорудный бизнес из других стран региона.
В июле 2020 года AIX запустила Сегмент регионального рынка акций (REMS), направленный на предоставление предприятиям среднего бизнеса Казахстана и Центральной Азии лучшего доступа к акционерному финансированию.
Условия нового сегмента позволяют эмитентам REMS готовить упрощенный проспект, основанный на финансовой отчетности за один год без необходимости демонстрировать историческую чистую прибыль. Публикация первого годового отчета для эмитентов нового Сегмента продлена на дополнительные два месяца. Минимальная доля акций в свободном обращений для компаний REMS снижена до 15%.
Появились на AIX и первые приоритетные «зеленые» и «исламские» бонды. Международный исламский банк Катара (Qatar International Islamic Bank) первым выпустил на AIX исламские облигации – сукук. В августе этого года казахстанский фонд поддержки малого и среднего бизнеса ДАМУ выпустил первые на AIX «зеленые» облигации, пока только на сумму 200 млн тенге (со сроком обращения 36 месяцев с купонной ставкой 11,75%).
В декабре этого года биржевые ноты (ETN), торгуемые на AIX, стали доступны через мобильное приложение Tabys, которое позволяет покупать и продавать (ETN) без посредников и бумажной волокиты. «Буквально в этом месяце биржа AIX запустила приложение, где можно торговать биржевыми нотами, - говорит Бауржан Бектемиров. – Любой человек, даже не обладающий глубокими финансовыми знаниями, может зарабатывать на индексах, таких как S&P500, просто зарегистрировавшись в приложении и пополнив свой инвестиционный счет, узнавать больше о биржевых инвестициях, не вникая глубоко в конъюнктуру рынков».
Это яркий пример симбиоза крупных финансовых институтов с финтех-компаниями, развивать которые МФЦА поручено на самом высоком уровне и без которых немыслима работа в глобальном мире финансов. Крупнейшие ИТ и финтех-стартапы (Google, Facebook, Pay Pall, Qiwi, Tik Tok и многие другие) сами начинали с «гаражей» и сейчас охотно скупают «студенческие» стартапы. Таким «гаражом» для стартапов ЕАЭС стал Fintech Hub при МФЦА, который ведет акселерационную работу более чем со 120 стартапами, привлекая для них в том числе венчурных инвесторов, в том числе мировых. Речь идет о проектах в сфере электронных платежей, онлайн-кредитования, маркетплейсов, обработки больших данных и искусственного интеллекта, блокчейна и так далее.
Задача: подготовить кадры, которые решат все
В рейтинге GFCI международные финцентры оцениваются по нескольким основным параметрам, и качество человеческого капитала – один из важнейших факторов успеха. Особенно это важно для молодых финцентров, которые только включаются в глобальные тренды и осваивают новые технологии. С дефицитом квалифицированных кадров Казахстан столкнулся еще в начале становления суверенной экономики. Советская высшая школа служила хорошим базисом, но затем система образования оборвалась, и так сложилось, что новые технологии попросту некому осваивать. Поэтому еще в 90-е годы президент Нурсултан Назарбаев инициировал программу «Болашак». По ней на государственные стипендии успешные студенты проходят обучение в передовых зарубежных вузах. В результате страна получила около 13 тысяч специалистов международного уровня по наиболее востребованным профессиям в области финансов и экономики, здравоохранения и микробиологии, высоких технологий, и многих других. Переход на новый технологический уклад в целом и разворот от сырьевой к высокотехнологичной экономике невозможен без новых компетенций глобального уровня.
Мир новых финансовых и цифровых технологий, непредсказуемость экономических и политических процессов требуют от компаний и госорганов специалистов мирового уровня в самых разных сферах бизнеса и госуправления. Для МФЦА формирование кадрового резерва стало особым вызовом. Требовалось, чтобы сервис (регистрационные сервисы, страхование, юридический и налоговый аутсорсинг, консалтинг, управление проектами) для резидентов МФЦА соответствовал мировому уровню. Поэтому на МФЦА была изначально возложена задача стать локальным центром экспертизы и способствовать увеличению и развитию человеческого капитала страны, создавая благоприятную инвестиционную среду.
Решение: Бюро непрерывного образования нужно всем
Для развития человеческого капитала в 2017 году был создан Кадровый резерв МФЦА. До 2025 года он способен охватить свыше 50 000 кандидатов, в том числе, с учетом требования цифровой экономики, советующих мировым стандартам профессионализма, подтвержденным международной сертификацией, со свободным владением английским языком и релевантным опытом работы.
«Безусловно, наличие единого кадрового резерва для экосистемы МФЦА является одним из благоприятных условий для текущих и потенциальных компаний-участников, – говорит председатель правления Администрации МФЦА Ернур Рысмагамбетов. - При рассмотрении возможности регистрации в экосистеме, резиденты МФЦА понимают, что кроме юрисдикции и налоговых преференций, защиты интересов инвесторов и бизнеса, им также предоставляется возможность доступа к одному из крупнейших в стране кадровому резерву. Это значительно упрощает задачи по развертыванию нового бизнеса или локализации имеющегося. Кроме того, это открывает возможности оптимизации операционных расходов за счет сокращения накладных расходов на реализацию сотрудников, особенно в условиях пандемии». Согласно опросу PwC (1246 глав компаний из 79 стран), 25% руководителей полагают, что прогнозирование и управление дефицитом компетенций персонала имеют наибольшую важность для успешного развития компании. А сама суть непрерывности образования подразумевает, что персонал следует мотивировать регулярно повышать свою квалификацию, но непременно с практической отдачей.
Результат: широкий пул узких специалистов
Программы по инвестициям, бухгалтерскому учету, управлению рисками, исламским и «зеленым» финансам, управлению проектами, человеческими ресурсами – это лишь некоторые специальности, по которым за два года был сформирован резервный пул на базе Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА (Бюро МФЦА). Свыше 5 000 человек повысили свою квалификацию и опыт через 25 различных тренинговых программ, включая финтех и цифровую экономику. Всего в базе данных кадрового резерва свыше 12 тысяч резюме, по таким специальностям как управление персоналом, ИТ, финансы и аудит и другие. В бюро МФЦА предпочитают процесс-активное (проектное) обучение, при котором практика преобладает над теорией.
Отвечая вызовам современности, бюро также готовит кадров для цифровых отраслей на базе школы высоких технологий QWANT, содействует университетам в создании новых программ, обеспечивает подготовительные тренинги для профессиональных сертификаций, способствует проведению исследований, организует обмен опытом, участвует в развитии технологий в сфере образования.
Резюме: МФЦА как драйвер диверсификации экономики и развития реформ
Казахстан удачно воспользовался мировой конъюнктурой и занял прочную нишу в регионе с заделом на создание финансового хаба для всего постсоветского пространства. Первые результаты говорят сами за себя: сформирован широкий пул инвесторов, на бирже торгуются ценные бумаги, компании выходят на ней на IPO, создана все необходимая инфраструктура мирового уровня и т.д. По сути, Казахстану удается сделать то, чего ни у кого на постсоветском пространстве пока не получалось: стать центром притяжения инвестиций для всего региона. Это было бы невозможно, если бы в свое время первый президент Назарбаев не пошел на беспрецедентный шаг и не создал правовой анклав в Нур-Султане, позволивший получить доверие и признание мировых инвесторов.
В дальнейшем МФЦА намерен еще больше улучшать благоприятные условия ведения бизнеса и инфраструктуру с сохранением конкурентных преференций налогового, валютного, трудового и визового режимов. МФЦА продолжит работу с инновациями в сфере финтеха, чтобы распространить финансовые инструменты на более широкие слои населения. Равно как и Суд МФЦА и МАЦ продолжат распространение своих услуг среди компаний ЕАЭС и не только, включая бесплатное юридическое представительство.
«У нас есть хороший задел, чтобы исполнить те задачи, которые перед нами поставлены первым президентом Нурсултаном Назарбаевым и которые сегодня ставит руководство страны, - резюмирует Кайрат Келимбетов. – Первое и самое главное — это привлечение инвестиций в страну и регион в целом, создание развитого рынка финансовых услуг, фондового рынка, чем мы активно и занимаемся. Все это, безусловно, будет способствовать созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в Казахстане, по которым наша страна уже не первый год лидирует среди стран ЕАЭС. Глава государства Касым-Жомарт Токаев в послании этого года упомянул, что МФЦА должен стать основной площадкой для привлечения прямых и портфельных иностранных инвестиций. Кроме того, мы участвуем в создании новых технологий и развиваем финтех, что необходимо для перехода страны к четвертому промышленному укладу». Наконец, опыт МФЦА показывает, что в Казахстане можно и нужно создавать новые институты, служащие основой для национальных реформ. Казахстан старается идти в ногу со временем, последние достижения МФЦА служат хорошим примером этому.