В 2021 году Министерство природы планирует ужесточить требования к соискателям лицензии на право обращения с опасными бытовыми и промышленными отходами 1-4 класса. Законотворцы называют главной целью нового проекта – упорядочить процесс выдачи разрешительных документов, сделать процедуру открытой и прозрачной, предотвратить появление несанкционированных свалок и установить строгий контроль за предприятиями, которые занимаются вывозом, захоронением, утилизацией и обезвреживанием мусора.
Но многие владельцы бизнеса отмечают, что разработанные правила полны противоречий и создают дополнительную финансовую нагрузку, справиться с которой под силу только крупным игрокам рынка. Рассмотрим подробнее, какие изменения ожидают соискателей лицензии Росприроднадзора в 2021 году, и какие пробелы предстоит устранить властям перед окончательным подписанием документа.
Кто сможет заниматься вывозом, переработкой и захоронением опасных отходов?
В 2021 году выдачей лицензий на право обращения с опасными отходами I-IV класса по-прежнему будет заниматься Росприроднадзор. Максимальный срок для рассмотрения заявления и проверки достоверности сведений – 45 рабочих дней. По истечении периода ответственное ведомство выносит мотивированный отказ или решение о предоставлении лицензии на право обращения с опасными отходами. Информация о новой компании будет внесена в единый государственный реестр.
Для получения лицензии на обращение с опасными отходами соискатель должен обеспечить выполнение требований по четырем базовым вопросам:
- квалификация персонала;
- санитарно-эпидемиологические условия на производственной площадке;
- наличие материально-технических ресурсов для безопасного и правильного захоронения, транспортирования, хранения, переработки мусора;
- система мониторинга вредных выбросов.
Важное условие успешного прохождения проверки в Росприроднадзоре – корректное заполнение заявления и предоставление полного пакета документов.
Новый законопроект вводит дополнительные требования к лицензиатам:
- собственный автопарк для транспортирования опасных отходов;
- положительное заключение государственный экологической комиссии для объекта размещения (полигона) и технологии переработки мусора;
- персонал, соответствующий требованиям квалификации и прошедший обучение по обращению с опасными отходами;
- объект размещения отходов 1-4 класса опасности, включенный в единый государственный реестр;
- земельный участок, на котором организован полигон, в собственности или в аренде владельца фирмы.
Теперь владелец компании не сможет взять в аренду спецтехнику для вывоза опасных отходов, которая уже используется другим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Данное изменение в законодательстве – это серьезная дополнительная финансовая нагрузка для малого бизнеса. Лицензиаты должны будут приобрести подходящий автомобиль, оборудовать и обслуживать его по всем правилам.
Если новый законопроект будет утвержден, то предприятия не смогут использовать мобильную технику для сбора и вывоза мусора в других проектах. Также планируется ввести запрет на сжигание и складирование на полигонах отходов, которые пригодны для получения вторичного сырья и для изготовления новой продукции. Нововведение направлено на снижение негативной нагрузки на экологическую систему и экономию природных ресурсов. Полезные компоненты из промышленного и бытового мусора должны быть направлены на утилизацию.
Противоречия в новых правилах лицензирования
Если закон будет принят в том виде, в каком он попал на рассмотрение, то в новых правилах возникнет сразу несколько противоречий:
- Для внесения объекта размещения (полигона) опасных отходов в единый реестр необходимо организовать инвентаризацию. А для ее прохождения требуется указать реквизиты лицензии. Для решения проблемы следует синхронизировать документы и процесс согласования.
- Необходимо обозначить конкретные ситуации, когда требуется государственная экологическая экспертиза.
- Следует четко указать критерии определения новой технологии переработки опасных отходов.
- В законопроекте не сформирован подход к проверке мощностей у предприятий, которые планируют заниматься утилизацией отходов 1-4 класса опасности. Расчет данного показателя необходим для борьбы с компаниями, которые указывают фейковые цифры для получения большей прибыли. Значение мощности необходимо вносить в лицензию или контролировать его другим надежным способом.
- Не предусмотрены разумные механизмы проверки компаний в части соблюдения условий обращения с опасными отходами. Например, не до конца понятно, как планируется контролировать запрет на использование транспортных средств разными юридическими лицами. И что делать со спецтехникой, которая предназначена для суточной и часовой аренды?
- Законопроект усложнит продажу мусоровозов. Если не сообщить надзорному ведомству о покупке транспортного средства, соискатель не сможет получить лицензию на право обращения с опасными отходами.
Сегодня активно обсуждают вопрос выделения еще одного федерального оператора, который будет отвечать за управление промышленными отходами 3-4 класса опасности. Они составляют подавляющую часть (около 95%) всего мусора России. Аналогичные законодательные требования уже приняты в отношении опасных отходов 1-2 класса. У многих бизнесменов возникают сомнения о соответствии новых норм антимонопольному законодательству.
Если Министерство природы ужесточит требования к лицензиатам, с рынка уйдут практически все небольшие предприятия, у которых нет финансовых ресурсов для покупки и обслуживания собственного автопарка. Их место займут несколько крупных игроков с достаточной материально-технической базой.