Лучшие хозяева России

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
3 июня 2021, 12:29

71% россиян не смогли назвать лучших российских бизнесменов, а еще 16% считают, что лучших в этой сфере и вовсе не существует. Но ряд имен опрошенные все же назвали.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Компания PwC опубликовала итоги опроса «Российский бизнес глазами самих россиян», которое провел фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Согласно итогам исследования, даже через 30 лет после распада СССР мнение наших граждан о возможности успешного ведения бизнеса в стране остается скептическим. Впрочем, отношение к самим бизнесменам не является таковым. Просто большинство россиян затрудняется назвать лучших отечественных предпринимателей и компании. 

«Среди тех, кто занимается бизнесом в России, в числе лучших, по версии респондентов, оказались: С.Галицкий (2%), О.Тиньков (1%), П.Дуров (1%), П.Грудинин (1%), А.Усманов (1%) и Р.Абрамович (1%). Еще 16% ответили, что в России нет лучших в этой сфере, а 71% затруднились с ответом», — говорится в исследовании. В список лучших российских компаний вошли «Газпром» — 9%, «Яндекс» — 3%, «Лукойл» — 3%, «Роснефть» — 2%, Сбербанк — 2%. Другие компании набрали не более 1%. По мнению 14% респондентов, в России нет лучших компаний, еще 61% затруднились ответить на этот вопрос.

В то же время «Скорее хорошо» к отечественным бизнесменам относятся 76 % респондентов («скорее плохо» — лишь 10 %). При этом 45 % полагают, что лет 10–15 назад отношение к бизнесменам было хуже (20 % думают, что, наоборот, лучше, а по мнению четверти опрошенных, ничего не изменилось).

Условия для ведения бизнеса в России опрошенные считают скорее неблагоприятными, чем благоприятными (49 % против 37 %). А 44 % говорят, что в последние годы они скорее ухудшаются (“инакомыслящих” — все те же 37 %).

«У населения образ предпринимателя до сих пор не сложился как однозначно положительный», — комментирует итоги опроса Александр Баранов, управляющий партнер компании «Нимандс Лигал». — «На это повлияло множество факторов, начиная от непрозрачной системы приватизации предприятий в 90-х годах до неудачного опыта работы в частных коммерческих организациях, где могли происходить конфликты с владельцами и руководством. К тому же общая сложность ведения бизнеса в России пока не позволяет предпринимателям направить часть прибыли на социальные проекты, что могло бы улучшить образ коммерческого бизнеса как института».

То, что, 71% россиян не могут назвать лучших российских предпринимателей, связано с нарастающим негативным отношением к бизнесу в целом, уверен владелец и CEO компании Gerchik & Co Иван Крошный. Ведь, согласно более ранним опросам, лучше всего относятся к бизнесменам молодые люди и те, кто имеет достаточно высокий доход, а хуже всего — малообеспеченные сограждане, число которых в прошлом году резко выросло.

Как полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, результаты опроса обращают внимание на несколько важных моментов в жизни российского общества – то что из лучших российских компаний россияне припомнили только «Газпром», «Яндекс», Сбер и некоторых нефтяников указывает на то, что подавляющая часть респондентов деловыми новостями интересуется опосредовано и делает выводы исключительно из того, с чем чаще всего сталкивается — ведь все эти компании предоставляют наиболее востребованные услуги и максимально упоминаются в СМИ. 

«Однако вот что интересно — если сравнить статистику опроса по фамилиям успешных бизнесменов с лучшими компаниями, то будет полный диссонанс, поскольку Галицкий — это основатель “Магнита”, Тиньков — это одноименный банк, Дуров — это сеть ВК, Грудинин – растениеводство и животноводство, а Абрамович и Усманов — это инвестиции и металлургия. То есть, скорее, россияне в ответах ориентировались на свои фоновые знания, полученные как из повседневной жизни, так из средств массовой информации, чем отталкивались от реалий делового мира», — говорит аналитик.

Что касается подавляющего пессимизма относительно того, что в большей степени условия для бизнеса в стране неблагоприятные, то, отмечает Илья Жарский, это мнение, повторяющееся из года в год. На текущий момент, вывод усиливается влиянием пандемии, в результате которой наиболее пострадал сегмент малого и среднего бизнеса, невзирая даже на усилия государства по оказанию поддержки в виде льготных кредитов на зарплату или налоговых каникул.

В отношении перспектив ведения бизнеса будущим и подрастающим поколением, аналитик полагает, что это, скорее, романтизация предпринимательской сферы, чем реальная оценка. Сейчас ни у кого нет четкого понимания того, на каком уровне будет находиться МСП-сообщество через 15-20 лет нет, говорит он, поскольку в России крайне прогрессирует тренд на укрупнение позиций сетей и холдингов.

При этом остается крайне высоким уровень госсектора в экономике. При таком неравномерном соотношении сил, бизнесу без поворотных реформ будет крайне трудно отыгрывать свою часть прибыли, полагает аналитик.