Родители школьников не понаслышке знают, сколько времени и нервов требуется на выполнение и проверку домашних заданий. Можно ли облегчить этот процесс, сохранить спокойствие в семье и развить мотивацию самого ребенка? Безусловно! Главное – разобраться в причинах, почему ребенок долго делает уроки или вовсе отказывается их выполнять.
Причина №1. Усталость
Недопустимо откладывать выполнение домашнего задания на вечер. Как правило, дети к вечеру устают, особенно если еще успели сходить в спортивную секцию или на дополнительные занятия. После 18:00 все усваивается гораздо сложнее, неудивительно, что на домашку требуется очень много времени.
Если причина в секциях, необходимо изменить расписание, а для первоклассников и вовсе отдать предпочтение учебе. Некоторые дети просто не выдерживают нагрузки, им с трудом дается привыкание к занятиям. В таком случае будет разумно отложить кружки и секции на второе полугодие или на второй класс, когда ребенок полностью адаптируется.
Если ребенок перешел в среднюю школу, он уже может сам выбирает комфортное для себя время выполнения домашней работы. Вы можете помочь советом, когда это лучше сделать, понаблюдав за ребенком и отметив его пик активности.
Причина №2. Многократное переписывание
Некоторые родители не знают, что делать если ребенок долго выполняет домашнее задание. Самое простое – не использовать черновик. В начальных классах он точно не нужен. Как правило, дети тратят на него всю энергию, а в чистовик переписывают с ошибками или вкривь и вкось. Для большинства первоклассников навыки чистописания – это колоссальная нагрузка. Мелкая моторика развита не у всех. Ничего страшного, если чистовик будет с помарками. Это опыт, на котором учатся. И не более того.
Причина №3. Некомфортная обстановка
Согласитесь, сложно сосредоточиться на работе, если на рабочем месте нет порядка, или рабочее место и вовсе отсутствует. Необходимо не только приучить ребенка садиться за выполнение домашнего задания в одно и то же время, но и организовать ему удобное рабочее пространство, причем удобное именно для ребенка, а не для вас. Пусть он тоже примет участие в выборе стола, стула, школьных принадлежностей.
Выделите отдельную полку для учебников, чтобы минимизировать время на поиски тетрадей и книг. Наводите вместе с ребенком порядок на полке и в рюкзаке. Есть ощущение, что у некоторых детей мусор в рюкзаках к концу недели, а тем более месяца занимает половину пространства, но они упорно продолжают носить с собой скомканные бумажки, сломанные ручки, порванные обложки и другие «полезные», на их взгляд, вещи.
Причина №4. Отвлекающая обстановка
О какой учебе может идти речь, если родители рядом смотрят фильм, младшие дети во что-то играют, а любимая бабушка собралась испечь торт, с которым ей так хотелось помочь! Избавьте ребенка от соблазнов, ему и так нелегко сконцентрироваться.
С первоклассниками рекомендуется находиться в одной комнате, пока они пыхтят над домашкой. Во-первых, у них, как правило, возникает масса вопросов по ее выполнению, а во-вторых, они обладают рассеянным вниманием, благодаря которому ребенок отвлекается от уроков на пейзаж за окном или на любимые книжки и игрушки. При этом не надо подсказывать и уж тем более писать за детей, просто будьте рядом и занимайтесь своими делами: читайте, работайте за ноутбуком. Важен эффект присутствия.
Хорошей мотивацией для быстрого выполнения домашней работы служит интересное дело, запланированное на момент ее завершения. Например, обещанный просмотр любимого фильма (чтение книги, игра в «Монополию» или баскетбол) поможет значительно сократить время выполнения уроков.
Причина №5. Страх, что не справится
Некоторые дети долго сидят над горой учебников, даже не зная, с чего начать. Они испытывают страх, который парализует, боятся, что ничего не получится. С такими детьми надо разговаривать, объяснять, что страх исчезает в процессе, а для этого необходимо сделать хотя бы какие-то шаги. Можете рассказать о каких-то своих рабочих проектах, за которые боялись браться, но в итоге успешно справились.
Страх еще может быть связан с тем, что у ребенка есть пробелы в знаниях. В этом случае постарайтесь помочь самостоятельно, если обладаете необходимыми знаниями, или воспользуйтесь помощью репетитора. В любом случае не требуйте от ребенка молниеносных результатов. Не забывайте, что у каждого свои возможности восприятия и интеллектуальные способности. Запаситесь терпением и радуйтесь вместе с ребенком каждой его победе. Объясните, что вы любите его вне зависимости от оценок, и главное – знания, а не оценки.
Причина №6. Неумение планировать и работать с домашним заданием
Причиной, почему ребенок долго делает уроки, может быть и то, что он просто не знает, с чего начать, потому что в школе все решает учитель. Дома он тоже ждет, что планированием займется кто-то из взрослых, а он будет следовать их плану. В погоне за оценками многие родители забывают, что цель не только в безупречном выполнении задания, но и в обретении навыков самостоятельности и ответственности, следовательно, не надо все решать за ребенка, необходимо научить его планировать работу, делить на этапы, примерно рассчитывать время выполнения, выделять основные части задания, перечитывать задание для лучшего понимания. Одним словом, если вовремя научить ребенка учиться самостоятельно, можно здорово облегчить себе жизнь.
Причина №7. Акцентирование на ошибках
К сожалению, во многих школах и семьях акцентируют внимание на ошибках и промахах детей, неудивительно, что ребенок отвлекается от уроков, старается отложить их максимально. Кому хочется слышать о неудачах?! При выполнении или проверке акцентируйте внимание на победах и успехе ребенка, тогда ему захочется побыстрее выполнить работу и показать вам идеально написанные буквы или быстро решенные задачи. И не скупитесь на похвалы: «Молодец, ты быстро справился с такими сложными задачами!», «Буквы сегодня получились ровненькие, одна к одной!» Простого «молодец» в этом случае недостаточно, ребенок должен понимать, что он достиг определенного успеха.
Причина №8. Слишком много заданий
Бывает, что все сложные предметы собраны в один день, и родители в панике: что делать если ребенок долго выполняет домашнее задание. Просто помочь ему! Расскажите о техниках выполнения заданий и определите, какая больше соответствует темпераменту вашего ребенка. Например, усидчивые дети способны переходить от сложного к простому, так называемая техника «лягушки» (трудные задания), «проглотив лягушек», можно заняться более легкими заданиями.
Техника Pomodoro, придуманная Франческо Цирилло еще в конце 80-х годов прошлого века, заключается в разделении задач на 30-минутные периоды, называемые «помидорами» (25 минут – работа, 5 минут – перерыв). Через каждые 4 «помидора» – длинный перерыв. Почему помидоры? Кухонный таймер Франческо был в форме помидора. Эта техника подходит неусидчивым детям. Выполненные четыре задачи – полчаса свободного времени.
Кстати, психологи считают, что делать домашнюю работу с ребенком допустимо только в первом классе, в начальной школе ее можно только проверять, а дальше помогать, только если ребенок обращается к вам за помощью. В противном случае их работа становится работой родителей, и дети не чувствуют личной ответственности.
Причина ГЛАВНАЯ. Ребенку просто неинтересно
К сожалению, традиционное школьное образование «застряло» в прошлом, мир меняется настолько стремительно, что оно попросту за ним не успевает.
Американский философ и педагог Джон Дьюи сказал: «Если мы будем сегодня учить детей так, как учили вчера, мы украдем у них завтра».
И это правда. Дети поколения Z выросли в совершенно другом мире. У них клиповое мышление, неудивительно, что им скучно слушать монотонные объяснения или читать учебники с невыразительные текстами на несколько страниц.
Детям поколения Z нравится узнавать новое и учиться, однако им интересно делать это с помощью увлекательных подкастов, образовательных сайтов, игровых элементов и инфографики. Далеко не каждый педагог способен удержать их внимание, а если класс переполнен им и вовсе неинтересно.
Можно помогать ребенку с уроками, используя вышеописанные лайфхаки, а можно просто поменять формат обучения, следуя духу времени, и погрузить в онлайн-среду. Например, обучение в ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 больше подходит для современных детей: видеоуроки, использование интерактивных тренажеров и анимированных роликов по каждому предмету позволяют удерживать внимание. Все учебники и авторские материалы к урокам предоставлены в электронном виде. Работа с технологией «умная ручка» обеспечивает выполнение всех письменных заданий, «включает» ребенка во время урока, развивает мелкую моторику, исключает списывание. Позволяет анализировать сложности: помарки, остановки, перечеркивания, даже почерк. Для вопросов во время выполнения домашнего задания 24/7 работает чат.
Формат дистанционного обучения в ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 хорош еще и тем, что снимает нагрузку с родителей, которые могут вернуться домой и отдохнуть, а не брать на себя задачи учителя и не восполнять пробелы обучения. К тому же родители могут записаться на индивидуальную беседу с педагогом, получить рекомендации и обратную связь.
Поскольку на одного учителя приходится не больше 20 учеников, он может не только давать знания, но и контролировать их выполнение, следить за усвоением нового материала, знать особенности каждого ребенка, его сильные и слабые стороны, и уделять максимум внимания.
Впрочем, можно увидеть все своими глазами, посетив бесплатный пробный день, включающий три живых урока в этой необычной гимназии, нацеленной на успешное будущее ваших детей.
Во многих школах детей по-прежнему мотивируют на получение оценок, а не качественных знаний. Здесь же детей обучают не ради оценки, а ради будущего, дети видят долгосрочную цель и уверенно идут к ней.