Ножницы цен «режут» независимые АЗС
Хотя оптовые цены на топливо выросли на 25-30% с начала 2021 года, на бензоколонках ценники поднялись на3-6% — «только» на 3-6%, по выражению директора по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в России Виталия Маслова. Он привел эти расчеты агентству ТАСС.
Велик это рост или мал, вопрос философский (а средняя российская цена, по данным Яндекса, на полпроцента повыше обозначенной топ-менеджером верхней границы). Но сделанный им вывод, очевидно, имеет значение: независимые АЗС , на долю которых приходится до 2/3 всей топливной розницы, ждут массовые банкротства. Если, конечно, диспаритет между оптовыми и розничными ценами не исчезнет.
Основной причиной диспаритета он назвал рост мировых цен на нефть. Этот рост значительно повысило привлекательность «экспортной альтернативы».
«Российские НПЗ экспортируют до 50% производимого дизельного топлива и порядка 15% бензина. Конечно, продавать на экспорт гораздо выгоднее. Поэтому постоянно происходит процесс подтягивания цен к уровню экспортной альтернативы», — сказал Виталий Маслов. Еще один фактор - высокие ставки эквайринга. Расходы на него составляют до 20% от топливной маржи.
Уже восемь месяцев подряд весь независимый сектор топливной розницы «оперирует в зоне отрицательной рентабельности», отметил представитель Shell. «Маржу, которую мы генерируем в топливном бизнесе, ее недостаточно, чтобы покрыть даже расходы. В такой ситуации бизнес чувствует себя очень некомфортно. На длинном плече, я думаю, может начаться элементарная череда банкротств», — подчеркнул он.
Маслов также добавил, что пока АЗС спасаются нетопливным бизнесом — в основном это услуги общепита. По его оценке, нетопливная розница обеспечивает до трети доходов российских АЗС, при этом в Shell стремятся к соотношению 50/50. Но и у этого бизнеса, в свою очередь, тоже есть ряд проблем. К ним, например, относится запрет на продажу алкоголя на АЗС, существующий в России с 2011 года.
Свобода на бензоколонках
Свободного рынка нефтепродуктов уже не существует, констатирует преподаватель Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. С большей или меньшей степенью эффективности применяется «демпфер», а также биржевая торговля, где растут квоты продаж и исключаются из процесса реализации посредники.
Позитивный результат «корректировки» свободного ценообразования налицо, указывает Анатолий Гожий: рост цен на автозаправках, хотя и является достаточно постоянной тенденцией, вместе с тем отстает от общемирового уровня, при этом дефицит топлива в отдельных регионах носит эпизодический характер. Основой воздействия на стоимость топлива является механизм демпфера, который, будучи компенсационным инструментом регулирования, всегда ложится дополнительной нагрузкой на бюджет стран и ввиду этого носит избирательный характер. Но подправляя рынок, демпферный механизм вносит дисбаланс в его структуру.
Бенефициарами, отмечает эксперт, выступают крупные вертикально интегрированные корпорации, которые не только получают возможность сохранить рентабельность продаж внутри страны в рамках экспортного паритета, но и повысить конечную эффективность, оптимизируя взаимодействие внутри своих своей структуры без дополнительных затрат. В то же время компании, занимающиеся независимой реализацией нефтепродуктов, оказались вне зоны государственной поддержки, а, напротив, под постоянным давлением со стороны антимонопольного ведомства, что ограничило их чисто рыночные возможности извлечения прибыли.
Таким образом, подчеркивает Анатолий Гожий, внутренний рынок топлива перестал быть зоной свободной рыночной торговли. Действующий механизм демпфера, по сути, обслуживает интересы крупный корпораций, гарантируя им высокие прибыли и преимущественное положение. В результате складывается ситуация несовершенной конкуренции, создающая потенциальную возможность, «вымывания» с рынка независимых АЗС. Стабилизация возможна либо на основе распространения системы демпфера на всю систему реализации нефтепродуктов, либо на базе централизованного регулирования ценообразования на продукцию отрасли с обязательным квотированием объемов продаж внутри страны.
К капле бензина надо добавить каплю алкоголя
У топ-менеджера Shell, соглашается сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский, вполне логичное и справедливое мнение. При росте отпускных цен на товарных рынках розничные цены активно тормозятся государством, что в результате дает либо отрицательную доходность на выходе, либо она настолько минимальна, что ее можно не заметить.
Поэтому вопрос, как не потерять бизнес, не говоря уже о том, как его расширять, может встать перед многими заправками очень скоро, признает эксперт. И здесь важно понимать, что тренды больших компаний фактически переходят и вниз — это расширение функционала, создание экосистем, рост предложения услуг и товаров. И для заправок одним из таких вариантов расширения, кроме установок зарядных устройств для автомобилей в ближайшие несколько лет, является разрешение на продажу алкоголя в минимаркетах АЗС, считает он.
Очевидно, говорит Николай Переславский, что доходы от предпринимательской деятельности, не связанной с топливом, сейчас уже никак не меньше 30-40% из-за роста оптовых цен. Чтобы в дальнейшем не возникало проблем с количеством заправок, особенно в регионах, а там даже и в городах-миллионниках, некоторые моменты в законодательстве все-таки стоит пересмотреть.
Однако, добавляет аналитик, маловероятно, что расклад как-то изменится в этом году. Новый состав Госдумы будет первое время рассматривать проекты своих предшественников. Но в будущем изменения должны быть, иначе еще одна ниша рискует уйти под крупный бизнес, а процент закрытых заправок окажется никак не меньше 30.
Если же в стране закроется каждая третья АЗС, то это может резко взвинтить розничные цены, чего старается не допустить власть. Поэтому проблему нужно будет решать в ускоренном режиме, полагает аналитик.