4 октября представителям компании Facebook предстоит визит в Роскомнадзор, где им будет вручен протокол о нарушениях российского законодательства, за которые компании грозит штраф. Этот же документ будет направлен в суд, который, если согласится с позицией ведомства, и определит сумму этого штрафа. А она, как сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на информацию, полученную в Роскомнадзоре, может оказаться весьма значительной.
Речь идет о пяти или о десяти процентах выручки социальной сети в России, которая, по оценкам экспертов издания, достигает 12 млрд руб. То есть о сумме от 600 млн до 1,2 млрд руб., или примерно о 16 с половиной миллионах долларов.
Указанные доли от оборота соответствуют наказанию, предусмотренному за повторное нарушение российского законодательства. Претензии же к компании повторяются из раза в раз уже не первый год: она не выполняет предписания об удалении противоправного контента.
Как уточняет агентство «Прайм», в общей сложности на данный момент администрация Facebook и Instagram не отреагировали на предписания об удалении «свыше 2 тысяч противоправных материалов, в том числе содержащих детскую порнографию, суицидальный, пронаркотический, экстремистский контент».
С начала 2021 года регулятор составил в отношении Facebook 19 протоколов за неудаление запрещенного контента (по статье 13.41 КоАП России). А объем уже наложенных судом на соцсеть штрафов составил около 70 млн рублей (решения о взыскании на сумму 43 млн руб. уже вступили в законную силу.
Информация о возможном крупном штрафе Facebook в России пока не оказала отрицательного воздействия на стоимость акций, отмечает глава инвестиционного департамента inv.lu Анастасия Тарасова. На момент написания комментария цена за акцию составляла 340,97 долларов — со времени закрытия торгов на бирже она выросла на 0,40 %.
Гораздо ощутимее акции среагировали на недавнее предупреждение от компании Apple о том, что она вводит ограничения на использование личной информации пользователей для целевого показа рекламы. Это может оказать негативное влияние на результаты Facebook в третьем квартале. После такой новости акции немедленно упали на 5%. Сейчас ничего подобного не наблюдается.
Facebook — крупнейшая социальная сеть, его месячная аудитория по всему миру составляет 2,7 млрд активных пользователей, так что, вероятнее всего, российские риски не окажут существенного влияния на котировки, полагает эксперт. К тому же, подчеркивает она, штраф пока еще не наложен, речь идет только о его возможности. Представители компании вызваны в Роскомнадзор на составление протокола 4 октября, только после этого документ (если он вообще будет составлен) направят на рассмотрение в суд.
Даже если суд вынесет положительное решение, взыскать штраф в России будет не так просто, поскольку у Facebook нет официального представительства в стране, добавляет Тарасова. «И я не думаю, что Роскомнадзор на самом деле рассчитывает получить столь крупную сумму от Facebook. — говорит она. Такие штрафы нужны для того, чтобы в полной мере использовать так называемый “Закон о приземлении”, обязывающий компании создавать офисы в России».
Когда этот закон вступит в силу, продолжает аналитик, наличие штрафов за несоблюдение российского законодательства позволит применять крайние меры: запрет на продажу рекламы, замедление сервиса или ограничение доступа к нему. Для компании в итоге это обернется потерей пользовательской лояльности и важного рынка в целом. Но будем надеяться, что до этого не дойдет, заключает Анастасия Тарасова.
Увеличение штрафов для Facebook кажется астрономическим, так как подобные штрафы в принципе не очень часты в российской практике, отмечает основатель TalkBank Михаил Попов. Тем более в отношении иностранных компаний, не связанных со сферой добычи полезных ископаемых, где порой происходят экологический катастрофы, наносящие огромный ущерб природе и экономике, с соразмерными штрафами. Поэтому данный штраф в случае его применения будет прецедентом в российской истории.
Но он так же, как и предыдущий эксперт, предполагает, что это в большей степени мера воздействия на Facebook, чем прямое желание взыскать такой штраф. И, возможно, в случае каких-то уступок со стороны руководства компании, будет достигнут компромисс. В любом случае, полагает Михаил Попов, основания для назначения такого штрафа несколько преувеличены, так как типы контента, связанные нарушением прав детей, или какой-то насильственный контент активно вычищается самой соцсетью, чьи модераторы активно блокируют и куда менее агрессивный и подозрительный контент.
Причем часто, отмечает он, блокировка происходит автоматически по некоторым признакам, из-за чего потом возникают ситуации, затрагивая и заведомо невинные сообщения и их авторов. Поэтому кажется странным, говорит Михаил Попов, что такой контент проскакивает в сети и тем более остается там длительное время, достаточное для чтобы Роскомнадзор смог его обнаружить и предъявить свои требования. Аналитик предположил, что более всего ведомство озабочено тем или иным контентом политического характера, который компания не удаляет, так как считает, что он не нарушает ее правила.
Насколько Facebook будет готов идти навстречу остается открытым, так как переговоры социальной сети и Роскомнадзора имеют достаточно давнюю историю и неоднозначное развитие, заключает аналитик. Но с другой стороны, добавляет он, хотя для российского сегмента бизнеса штраф в самом деле большой, в глобальных условиях это не очень существенная сумма. Facebook оплачивал гораздо большие штрафы в США за нарушение тех же законов о защите данных. Тем не менее, заключает эксперта, компания будет стараться максимально отложить наложение такого штрафа и его оплату в случае вынесения судом соответствующего решения.
Следует отметить, что сама компания Facebook в чьем-либо лице не заявила публично о своей позиции в отношении позиции Роскомнадзора, несмотря на многочисленные выписанные штрафы. При этом, упреки, скажем, в недостаточном контроле за опасным с точки зрения суицида контенте компания получала отнюдь не только в России. А если в соцсети считают, что российское контрольное ведомство «преследует» ее за политический контент, тот скажем, что маркируется им как экстремистский, то вряд ли представители компании умолчали бы об этом.