Почти 80 лет назад, в ноябре 1941 в СССР был введен налог на бездетность. Просуществовал он до распада Советского Союза и был отменен 1 января 1992 года. Сегодня государство вновь пытается стимулировать рождаемость рублем. Но в этот раз оно пошло от обратного — давать деньги за рождение детей, а не взимать за их отсутствие. Родителям второго, а с недавних пор и первого ребенка выплачивается материнский капитал. В 2021 году он составляет 639 431,83 рубля и 483 881,83 рубля соответственно. Деньги для большинства россиян немалые. Хоть их использование и серьезно ограничено законодательством.
По данным Счетной палаты, за время действия программы материнского капитала, с 2007 года сертификаты получили почти 11 миллионов семей. И около 80% уже воспользовались господдержкой полностью или частично.
Правда, не Счетной палате оценивать, как это повлияло на количество рожденных маленьких россиян. Зато ведомство внимательно изучило, сколько денег государство инвестировало в развитие таким образом человеческого капитала и насколько качественно вообще был организован этот процесс. Естественно, выявив и нарушения, и недостатки.
Сдачу оставьте себе
В общей сложности на поддержку рождаемости рублем государство с 2009-2020 годы израсходовало 2 948,37 млрд рублей. И тут возникла первая несостыковка: оказывается, что от выделенных средств еще и сдача осталась, зависнув на счетах ПФР.
«Недостатки планирования необходимых объемов финансовых ресурсов обусловили рост остатка средств федерального бюджета.
На 1 января 2021 года остаток составил 110,23 млрд рублей», — говорится в отчете аудиторов. Понятно, что «запас карман не тянет». Но ведь эти 100 с лишним миллиардов можно было направить на что-то, что ждать не может.
Но на этом тема зависшей «сдачи» не заканчивается. Оказывается, больше чем у 700 тысяч россиян на счетах остались средства, о которых некоторые и не подозревают. Деньги небольшие, отмечают в СП — в пределах 25 тысяч рублей. Но ведь и они кому-то пришлись бы очень кстати. Откуда они взялись? Причина в индексации, которую провели в период между подачей заявления на использование маткапитала и его непосредственным перечислением.
«То есть человек подает в декабре заявление на использование в полном объеме, например, 453 тыс. рублей, а деньги ему переводятся в январе после индексации. Соответственно ему поступает именно та сумма, которую он заявил, то есть 453 тыс., а проиндексированная сумма остается на счете», — поясняет аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.
Многие граждане не в курсе, что на счету еще есть деньги. У других же — глаз видит, да зуб неймет. Не могут они получить эти средства, например, из-за отсутствия конкретных обоснований, предусмотренных законодательством. При этом, по документам выходит, что их право на маткапитал не прекратилось (а это вносит дополнительный сумбур в статистику и расчеты).
Счетная палата предложила простое решение: выплатить остатки тем, у кого они числились «на 1 января соответствующего года». И граждан порадовать, и порядок в отчетах навести.
В Минтруда идею оценили положительно. «Это новое для нас предложение, и оно представляется очень перспективным. Согласна, что надо найти решение, как эти средства гражданам передать. Конечно, условия этой выплаты необходимо будет комплексно прорабатывать. Это потребует дополнительного анализа. Но в целом концептуально это предложение представляется абсолютно обоснованным и верным», — заявила заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Ольга Баталина в комментариях к отчету СП.
Вопрос справедливости
Есть у аудиторов ряд вопросов и по непосредственному применению маткапитала. В целом в СП отмечают высокую востребованность такой господдержки. 6,93 млн семей использовали ее для улучшения жилищных условий, еще 1,07 млн семей — на образование ребенка. Более пяти тысяч мам позаботились о собственном пенсионном обеспечении. 324 семьи, в которых есть дети-инвалиды, приобрели товары и услуги «для их социальной адаптации и интеграции в общество».
При этом, как отмечает Ольга Баталина, государство все больше внимания уделяет борьбе с мошенническими схемами, особенно широко распространенными при выделении маткапитала на улучшение жилищных условий.
«С весны 2019 года усилен контроль за состоянием жилья, приобретаемого на материнский капитал. Информацию о ветхости жилых помещений территориальные отделения ПФР запрашивают в органах местного самоуправления, государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Если квартира или дом, в соответствии с такими сведениями, непригодны для проживания, это служит законным основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении материнским капиталом», — поясняет замминистра.
Кроме того, «закручивают гайки» и недобросовестным кредиторам, грешащим «обналичкой» капиталов, после которой их получатели получают совсем не те деньги, которые им причитаются (а то и вовсе остаются без денег). Неподконтрольные ЦБ организации исключили из перечня кредиторов, чьи займы можно оплачивать маткапиталом.
«Обычно такие организации предоставляли ипотечные займы по более высокой процентной ставке по сравнению с банковскими кредитами, что значительно увеличивало расходы семей на приобретение жилья и повышало риск несвоевременной оплаты займа либо полной невыплаты долга и процентов. Как следствие, семья могла потерять заложенное жилье, которое часто было единственным», — пояснила Ольга Баталина.
Хватило бы на жизнь
Впрочем, не от хорошей жизни граждане шли на сделку если не с совестью, то с мошенниками. Некоторым семьям явно не до нового жилья, образования и уж тем более — пенсий. Для них маткапитал стал средством выживания. В 2018 году семьям с невысоким уровнем дохода разрешили получать за счет средств материнского капитала ежемесячные выплаты на второго ребенка, которые можно потратить на текущие нужды. По данным Счетной палаты по состоянию на 1 января 2021 года такой возможностью воспользовались 269,18 тыс. малообеспеченных семей.
При этом аудиторы обращают внимание на неравные возможности для семей с одним ребенком и двумя детьми. Дело в том, что при рождении первого ребенка семья получает ежемесячное пособие до 3 лет из федерального бюджета. На второго ребенка такое пособие уже не выплачивается, но разрешается использовать средства маткапитала.
«Таким образом получается неравное положение, когда семьи с одним ребенком имеют поддержку из федерального бюджета, сохраняя при этом маткапитал в полном объеме. А семьи со вторым ребенком вынуждены тратить средства маткапитала на текущие расходы, сокращая тем самым возможности его использования на улучшение жилищных условий и образование детей. Мы предлагаем это урегулировать», — заявил Сергей Штогрин.
Глубоко погрузившись в тему возможного использования маткапитала, Счетная палата, кстати, провела и собственный опрос среди тех самых получателей господдержки. Главный вопрос — хватает ли им вариантов использования маткапитала, предусмотренных законодательством. 23,4% респондентов заявили, что действующие ограничения являются для них серьезной проблемой.
«В настоящее время до исполнения ребенку трех лет средства маткапитала можно использовать на получение кредита, дошкольное образование, приобретение товаров для детей-инвалидов и ежемесячные выплаты. При этом их нельзя использовать на покупку жилья, иные виды образования и накопительную пенсию», — пояснил Сергей Штогрин, — «Мы предлагаем это ограничение снять. По нашим расчетам, такая мера затронула бы более 1,5 млн человек, которые получили сертификаты в период с 2018 по 2020 год и на 1 января 2021 года не обращались за использованием маткапитала. На реализацию этого предложения потребуется порядка 47,2 млрд рублей».
Не исключено, что предложения Счетной палаты будут не просто услышаны, но и претворены в жизнь. В свете заданного президентом курса на поддержку граждан и, в частности, семей с детьми, этот шаг был бы логичным. И вполне укладывался в логику адресной помощи. Тем более, что сейчас все процессы автоматизированы, людям не надо обивать пороги с ворохом бумаг, чтобы получить полагающееся.
Впрочем, кому-то и этого окажется недостаточно. Ведь с самого начала программы звучат призывы вообще не ограничивать использование капитала, а просто выдавать его деньгами. Как будто и не было налога на бездетность, когда люди должны были государству, а не оно им. С другой стороны — у тех людей не было проблем, которые маткапитал не решает: наличия достаточного количества детсадов, школ, поликлиник. Да и просто уверенности в завтрашнем дне. А ведь это, как не крути, ключевое условие для того, чтобы ввести в этот мир нового человека.