Счетная палата предложила взять больше налогов с владельцев недвижимости

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
21 октября 2021, 14:00

Счетная палата заявила, что налоговый потенциал дотационных регионов используется не в полном объеме. Вопрос в том, кто восполнит недостачу.

Коллаж: Тамара Ларина
В иллюстрации использована картина Квентина Майссиса «Меняла с женой» ок.1514, Лувр
Читайте Monocle.ru в

Счетная палата опубликовала отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ налогового потенциала консолидированных бюджетов отдельных дотационных регионов РФ, в том числе осуществление мероприятий по оценке эффективности налоговых расходов в 2018—2020 годах и истекшем периоде 2021 года». Как сообщается на сайте ведомства, основной мыслью документа является то, что налоговый потенциал дотационных регионов используется не в полном объеме.

К такому выводу палата пришла по итогам анализа ситуации на примере 12 субъектов России и указала на резервы, которые можно задействовать для увеличения налоговых доходов. Один из них — налог на имущество организаций.

«Сейчас действуют неравные условия определения налоговой базы на одинаковые виды недвижимого имущества в зависимости от их принадлежности (организации или физическому лицу, включая индивидуального предпринимателя). Это приводит к нарушению принципа справедливого налогообложения. Общие потери по налогу на имущество организаций составляют порядка 192,3 млрд рублей в год. По рассмотренным регионам сумма достигает 4,2 млрд рублей», — заявил на Коллегии аудитор Андрей Батуркин.

Еще одним источником доходов может стать привлечение к налогообложению участников долевой собственности на земельные участки, доля которых выражена в гектарах или так называемых балло-гектарах.

«Из-за того, что в действующих нормативных правовых актах этот вопрос не решен, сумма выпадающих доходов в целом по Российской Федерации составляет 576,7 млн рублей ежегодно», — отметили в СП.

Также повышению налоговых поступлений будет способствовать своевременное проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

«Только в двух из 12 субъектов кадастровая оценка была проведена без нарушения сроков. Выпадающие доходы консолидированных бюджетов по четырем регионам составили более 1 млрд рублей. При этом ответственность за несвоевременное проведение кадастровой оценки действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена», — сообщил аудитор.

Разрешения требует и ситуация с неформальной занятостью и безработицей.

«У нас каждый пятый из всех субъектов хозяйственной деятельности сейчас самозанятый. По проанализированным субъектам ситуация иная. Там количество самозанятых по отношению к субъектам хоздеятельности в три раза ниже, что означает наличие определенного потенциала для выявления этой категории граждан. Вовлечение неформально занятых и безработных лиц в экономический оборот приведет к росту поступлений как по НДФЛ, так и по иным видам налогов», — подчеркнул Андрей Батуркин.

Также, по мнению ведомства, есть резервы в части улучшения налогового администрирования и сверки информации об объектах недвижимости, которая содержится в базах данных ФНС и Росреестра. В 2020 году верификацию данных провели 8 из рассмотренных 12 субъектов. По ее итогам, в двух регионах были поставлены на учет около 2 тыс. земельных участков с общей кадастровой стоимостью 2,84 млрд руб.

«При сопоставлении данных Росреестра и ФНС по земельным участкам во всех рассмотренных субъектах были установлены общие расхождения в данных о кадастровой стоимости. В четырех мы обнаружили расхождения примерно на 36% от общего количества земельных участков, которые были поставлены на кадастровый учет. Мы также предлагаем эти искажения исправить», — сказал аудитор.

Общие стандарты — хорошо. Давление - плохо

Региональная неравномерность развития является лишь отражением особенностей российской экономики с ее структурно-отраслевым перекосом, говорит Анатолий Гожий, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами. Крупный бизнес в своей деятельности по-прежнему ориентируется на главные финансовые узлы и источники сырьевых ресурсов.

Депрессивные, дотационные территории — это неизбежное (хотя и нельзя сказать, что необходимое) следствие преобладания частнокапиталистического уклада в отечественной экономической системе. Однако потенциал самоокупаемости ряда областей явно не используется полностью. В этом смысле наведение элементарного прядка в системе налогообложения способно повысить бюджетную самообеспеченность территорий со скрытыми экономическими возможности. И приведение к единому основанию налога на имущество организаций в соответствии с их кадастровой стоимостью действительно может послужить неплохим базисом для движения отдельных регионов по пути самоокупаемости, считает эксперт.

В то же время не следует забывать, что фискальная деятельность государства — это один из основных инструментов институционального воздействия на реальные хозяйственные процессы, говорит Гожий. Закономерность здесь очень простая, если не сказать примитивная: деловая активность в том или ином секторе экономики находится в прямой зависимости от налоговой нагрузки. В этом смысле любые изменения в налоговой сфере должны органично сочетаться с едиными ориентирами социального и экономического развития страны.

И если важность и необходимость общих стандартов подхода к налогообложению недвижимости не вызывает сомнений, то все, что касается усиления фискального давления на небольшие и средние предприятия, ИП или самозанятых, не только способно серьезнейшим образом подорвать перспективы развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, но и нанести существенный удар по благосостоянию граждан, уверен аналитик. То есть унификация фискальных принципов не может быть самоцелью, а должна сочетаться с дифференцированным подходом в отношении различных форм хозяйственной деятельности, с тем чтобы обеспечить сбалансированный рост экономики, с учетом интересов всех субъектов хозяйственного системы.

Не забирать, а обеспечивать?

Счётная палата как государственный финансовый орган стремится помочь казне в силу своих возможностей, констатирует главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. В частности, сократить расходы бюджета — например, на федеральные трансферты в регионы. Не случайно поэтому поиск резервов идёт именно в дотационных субъектах федерации. Ведь наверняка такие же резервы есть и у регионов-доноров, но о них в данном случае речь не идёт. Важно найти возможности самостоятельного пополнения территориальных госфинансов, уменьшив нагрузку на центр.

На таких территориях, как правило, экономическая деятельность, доходы бизнеса и населения находятся в подавленном состоянии, что и выступает важнейшим фактором ограничения налоговых поступлений, указывает аналитик. Для преодоления дефицитности бюджетов наиболее рациональный и здоровый путь — стимулирование производства и реализации продукции, то есть увеличение самой налоговой основы.

Но Счётная палата, действуя в рамках своих полномочий, предлагает просто повысить сборы с предприятий и населения при существующих объёмах деятельности. То есть, перераспределить часть доходов бизнеса и работников в пользу государства, чтобы уменьшить централизованные трансферты, несмотря на профицитность федерального бюджета, отмечает Гойхман.

СП видит, например, несправедливость в том, что налог на недвижимость юридических лиц берётся не со всех объектов по кадастровой стоимости (более высокой по сравнению с остаточной). Такой расчёт не касается, в частности, производственных и складских сооружений. Из-за этого местные дотационные бюджеты недополучают 4,2 млрд руб. в год, с возмущением констатирует СП.

Но ведь это означает, что деньги остаются в распоряжении предприятий, которые зачастую находятся на грани рентабельности, а то и ниже. Изъятие таких средств может дополнительно сильно ударить по бизнесу, уменьшить возможности его существования — вплоть до вынужденного закрытия многих производств. И это не увеличит, а сократит отчисления в местные бюджеты, обострив, к тому же, проблему зарплат и занятости.

Рациональнее было бы не забирать деньги, а обеспечивать дополнительные возможности развития предпринимателей, считает Марк Гойхман. Например, госзаказами, государственно-частным партнёрством, концессионными соглашениями — то есть, привлекая к госрасходам частные средства на проекты и цели, финансируемые традиционно из бюджета. Но это выходит за рамки полномочий СП.