Требования Amnesty International связаны с тем, что в Великобритании рассекречены документы, проливающие свет на один из самых жестоких случаев массовых репрессий XX века: уничтожение в Индонезии по разным данным от полумиллиона до трех миллионов коммунистов в 1965-66 годах.
Репрессии, унесшие миллионы жизней, начались в октябре 1965 года, напоминает британская The Guardian. Резня стартовала в Джакарте и быстро распространилась по другим регионам страны. В расправе над действительными и предполагаемыми коммунистами участвовали десятки тысяч людей. Все выжившие, подозреваемые в сочувствии к коммунистам, были лишены политических прав, а сама коммунистическая партия в марте 1966 года запрещена законом. По оценкам некоторых экспертов, за один год было ликвидировано около трех миллионов человек, связанных с Коммунистической партией Индонезии (КПИ).
И вот теперь рассекреченные документы Министерства иностранных дел открыли шокирующую правду: Британия, которая в течение десятилетий считалась всего лишь наблюдателем случившейся тогда трагедии, оказалась едва ли не главным зачинщиком беззакония: пропагандисты Альбиона тайно подстрекали народ и армейских генералов к тому, чтобы ликвидировать коммунистов. В 1960-х годах Лондон развернул ожесточенную, фактически кровавую пропаганду, нацеленную на то, чтобы заставить индонезийцев «вырезать коммунистический рак».
Действия властей Альбиона были вызваны позицией тогдашнего президента Индонезии Сукарно, который выступал против включения северных территорий острова в состав создававшегося государства Малайзия. Уже в 1963 году это привело к хотя и не интенсивному, но вооруженному конфликту с Малайзией, Великобританией, Австралией и Новой Зеландией. Компартия Индонезии была решительным сторонником Сукарно и его курса «Противостояние».
На несговорчивость президента и коммунистов Британия ответила самым опасным оружием: словом. В 1965 году специалисты по пропаганде из отдела
информационных исследований Министерства иностранных дел (IRD) были направлены в соседний с Индонезией Сингапур для проведения подрывной работы. Пропаганда осуществлялась тайно: были подготовлены информационные бюллетени, якобы выпущенные индонезийскими эмигрантами и предназначенные для влиятельных лиц – в том числе, армейских генералов. Кроме того, на всю Индонезию вещала подпольная радиостанция, также подстрекавшая население к расправам с коммунистами и другими сторонниками Сукарно.
К середине 1965 операция по уничтожения КПИ и режима Сухарно шла полным ходом. В ночь на 1 октября группой, назвавшей себя «Движение 30 сентября», была предпринята попытка государственного переворота. В нее входили офицеры левых взглядов и тайные агенты, внедренные в компартию. Шесть генералов были убиты. На следующее утро Сухарто, как один из старших генералов, взял командование армией на себя и подавил восстание. Вооруженные силы возложили ответственность за попытку переворота на КПИ. В течение следующих недель по всему архипелагу начались массовые убийства действительных и предполагаемых членов компартии.
В том, что британские дипломаты контролировали этот процесс, сомневаться не приходится. GCHQ (Спецслужба Великобритании, ответственная за ведение радиоэлектронной разведки и обеспечение защиты информации органов правительства и армии) перехватывала и читала сообщения правительства Индонезии. По словам доктора Дункана Кэмпбелла, журналиста-расследователя и эксперта по GCHQ, станция мониторинга Чай Кенг в Сингапуре отслеживала продвижение армейских подразделений, участвовавших в подавлении коммунистов.
Тогда, в 60-х, впрочем, Британия ликовала. Специалист по пропаганде министерства иностранных дел Норман Реддэуэй считал падение Сукарно одной из величайших пропагандистских побед своей страны. В письме, написанном спустя годы, он отмечал: «Режим Сухарно с его политикой “Противостояние” обходился нам примерно в 250 миллионов фунтов стерлингов в год. С помощью исследований и методов IRD его ликвидировали с минимальными затратами всего за шесть месяцев».
По словам профессора Скотта Лукаса, рассекреченные документы показывают, насколько важным оказалось влияние IRD и нелегальной пропаганды в послевоенной британской внешней политике. «Это был относительно недорогой способ для Великобритании продемонстрировать свое скрытое влияние», – говорит Лукас.
Так или иначе, но теперь ясно, что Великобритания несет неоспоримую ответственность за гибель миллионов индонезийцев. Ведь она принимала непосредственное участие в политических играх, которые привели к организации одного из самых ужасных массовых убийств XX века.