Как сообщает IDC, только по итогам 2020 года рост составил 14,2%. Если раньше софт решал локальные задачи, сегодня он должен помогать бизнесу развиваться. О том, почему процесс разработки и внедрения технологий требует индивидуального подхода к заказчику и гибкости самих решений, рассказываем на примере практики глобальной ИТ-компании SimbirSoft. Разработкой и тестированием программного обеспечения они занимаются уже более 20 лет.
От компонентной разработки до ИТ-аутсорсинга
Активное внедрение ИТ-решений в России началось в 2000-е годы, когда бизнес стал использовать их для повышения эффективности работы. Руководители создавали профильные отделы и целые ИТ-департаменты. Чаще всего перед специалистами ставилась задача разработать отдельные компоненты программного обеспечения для поддержки бизнес-операций.
Постепенно компании стали активнее автоматизировать бизнес-процессы. Крупный бизнес начал с большей ответственностью подходить к проектированию инфраструктуры. Это позволило повысить производительность бизнес-процессов и снизить риски. Особое внимание такие компании уделяли контролю состояния корпоративных систем и затрат на их эксплуатацию.
Начал формироваться сервисный подход к ИТ, при котором поставщик услуг становился полноценным партнером бизнеса: понимал его цели и задачи, прогнозировал запросы, удовлетворял их качественно и в срок. Для работы с заказчиками в 2012 году в SimbirSoft создали клиентскую службу. В компании понимали, что техническим специалистам лучше сосредоточиться на разработке и развивать компетенции в этом направлении.
«Затем в команде появились новые роли: аккаунт- и продакт-менеджеры. Аккаунты выступают гарантией соблюдения обязательств перед клиентом, продакт-менеджеры контролируют техническую сторону проекта. На следующих этапах развития компании для оценки стоимости и сроков ИТ-разработки в 2016 году создали службу пресейла, а в 2020 году — службу качества, для внутреннего аудита и улучшения бизнес-процессов. Специалисты этого подразделения вместе с другими коллегами помогают предупреждать инциденты, отслеживают качество процессов и разрабатывают рекомендации, как улучшить работу на проектах и в целом компании», — говорит генеральный директор SimbirSoft Алексей Флоринский.
От веб-приложений до облачных решений
В 2010-е годы на ИТ-рынке стремительно развивались крупные системные интеграторы. Кроме того, спрос на ИТ-решения рос и в ритейле (разработка лендингов, интернет-магазинов и веб-приложений), а также в финансовом секторе (заказывали тестирование и комплексную разработку ИТ-инфраструктуры). Со временем ИТ-аутсорсинг вышел на новый этап: стала возможной не просто передача документации, исходного кода и всех артефактов по проекту заказчику, но и работа на репозиториях клиента с самого начала.
С развитием технологии 4G вырос интерес к мобильной разработке. Борьба за потребителей вынуждала искать новые решения, которые были бы более привлекательными и удобными для клиентов. Сегодня, по данным Data Insight, около 70% всех активных онлайн-покупателей оформляют заказы через смартфоны.
В начале 2020 года в связи с пандемией отдельные сферы бизнеса были вынуждены переориентироваться на онлайн-формат как в организации рабочих процессов, так и в обслуживании клиентов. В итоге 2020 год был отмечен значительным ростом применения ИТ-решений для дистанционной работы, обучения и кибербезопасности. У бизнеса также появилась потребность в освоении новых каналов продаж. Вырос спрос на системы рекомендаций, лояльности, инструменты дополнительных и перекрестных продаж — все то, что поможет стимулировать клиента покупать больше.
В высококонкурентных сферах акцент был сделан на скорость в работе. Бизнес стал не только наращивать внутренние ресурсы разработки, но и активно подключать ИТ-подрядчиков. При выборе аутсорсинговой компании стали обращать внимание не только на внушительное портфолио и экспертизу, но и на то, насколько оперативно она может ответить на этот запрос, дать оценку проекта, предоставить команду и помочь ускорить выход продукта на рынок. В SimbirSoft все процессы были заточены под быстрый time-to-market задолго до пандемии. И за 2020 год в компании смогли увеличить количество проектов почти в три раза — до 190, а выручка составила более 1,8 млрдрублей.
Бизнес требует от ИТ-решений гибкости
Чаще главная цель заказчиков в ИТ-разработке — автоматизация бизнес-процессов, делятся опытом в SimbirSoft. При этом наметился тренд на разработку уникальных ИТ-систем.
Несмотря на то что универсальные вендорные решения покрывают потребности в автоматизации большинства бизнес-процессов, компании все чаще сталкиваются с необходимостью отойти от функциональности «как у всех» и адаптировать коробочное решение под свои уникальные задачи. Потребность в скорости внедрения этих изменений (time-to-market) тоже возрастает — в идеале релиз требуется каждую неделю, но не все способны к такой скорости кастомизации. Поэтому все больше компаний приходят к идее разработки своих ИТ-решений «под ключ».
Сегодня не каждый бизнес может полноценно развивать собственное ИТ-подразделение, поэтому за разработкой обращаются в аутсорсинговые компании, зачастую даже без технического задания с конкретной проблемой. «Для решения задач автоматизации наши аналитики проводят описание существующих бизнес-процессов заказчика. На основе этого “взгляда со стороны” создается объективное понимание, какие бизнес-процессы нужно изменить и автоматизировать. Далее клиенту предлагается концепция решения проблемы с учетом имеющихся у него возможностей и ограничений, иногда даже в нескольких вариантах реализации. Если решение соответствует ожиданиям заказчика, начинаем проект: разрабатываем техническое задание, согласовываем с ним и отправляем в разработку», — отмечает руководитель направления бизнес-решений SimbirSoft Анна Шведова.
Как разработать оптимальную ИТ-систему
Чтобы в будущем компании было проще адаптировать ИТ-решения под меняющиеся потребности бизнеса или новые вызовы рынка, важно уже на этапе проектирования обеспечить выполнение таких требований, как открытость, масштабируемость и гибкость ИТ-систем.
Это требует от специалистов внушительного опыта, умения правильно определять важные ограничения, декомпозировать сложные задачи, учитывать все возможные риски. «Решением этих задач в нашей компании занимается архитектурный комитет, который создали в 2020 году. И когда возникает необходимость спроектировать ИТ-архитектуру или дать рекомендации по модернизации существующей, мы разрабатываем архитектурную концепцию. Она содержит описание всех требований и ограничений, рекомендации к выбору необходимого технологического стека и отдельных компонентов, общую схему их взаимодействия», — рассказывает руководитель архитектурного комитета SimbirSoft Антон Мартынов.
Получить решение, которое будет оптимальным для ИТ-разработки, помогают такие методологии создания архитектуры, как ADD (Attribute-Driven Design), разработка общей структуры ПО и заложенная на этапе проектирования возможность расширения и адаптации системы.
Обеспечить качественный результат и организовать работу на проекте помогают продуманные и понятные метрики, чек-листы, дашборды и т. п. Важно также постоянно повышать экспертизу и квалификацию ИТ-команд, считают в SimbirSoft. С этой целью в компании проводят внутренние и внешние митапы, хакатоны и практикумы, создана система менторства и обучения, модернизирована структура производственных направлений. Это позволяет ИТ-разработчику динамично расти на протяжении нескольких лет: с 600 человек в 2019 году до 1300 человек в 2021-м.
Один из возможных вариантов дальнейшего развития ИТ-услуг на рынке — смещение ответственности за управление продуктом в сторону компании-разработчика, где наряду с проектным управляющим будет и продуктолог. Заказчик предпочтет платить за факт положительного изменения ключевых метрик (например, увеличение выручки и конверсии либо снижение издержек), а не за разработку. В условиях высокой конкуренции это предложение может стать ответом ИТ-компаний на запрос бизнеса на гибкость.