Сюжет, по словам самого автора Андрея Райкина, взят из жизни: «Тему пьесы я не придумывал, а взял две истории, которые происходили в реальной жизни, в разное время и с разными людьми и решил залить это в «один флакон». Первая история об артисте, который еще в советское время играл в Московском театре кукол одну из частей поролонового слона. Он принял решение уехать в Израиль и мгновенно стал изгоем общества, переживая все связанный с этим перипетии. Вторая история случилась с районным префектом, исчезнувшим из города вместе с деньгами, а через несколько лет обнаружившимся в Лондоне».
Главный герой – неудачливый актер (в отличие от исполнителя роли - народного артиста РФ Юрия Чернова) с говорящей фамилией Запорожец, который практически всю свою профессиональную жизнь играет в детских утренниках заднюю часть слона. Его жена грезит мечтами об иммиграции в Израиль. Решив, терять нечего, Матвей Матвеевич Запорожец уже было соглашается на переезд, но тут в его жизнь врываются совершенно непредвиденные обстоятельства в виде нагрянувших в дом сотрудников госбезопасности, которые настойчиво предлагают сотрудничество. Оказывается, что Запорожец невероятным образом похож на подследственного губернатора Усть-Куйского края - Адольфа Харюгина. И теперь Матвею Матвеевичу придется внедриться в окружение Харюгина, сплошь состоящее из взяточников и коррупционеров, изображая беглого чиновника и работая «под прикрытием» на благо государства, из которого еще совсем недавно артист хотел сбежать.
«Признаюсь, сначала я очень испугалась этой пьесы. Нехорошо, мне, литовке, ставить спектакль о том, как плоха российская власть. Но потом я увидела в ней другую тему: несчастного актера, жизнь которого не удалась со всех сторон. Он играет в спектакле «заднюю часть слона», жена хочет иммигрировать, и вдобавок он вынужден стать двойником губернатора. Этой работой я хочу заставить зрителя задаться вопросами о власти, искушении деньгами, лживости. Этих вопросов много и все они заданы не напрямую, а через забавную историю, которая приключилась с главным героем», - говорит режиссер спектакля Грета Шушчевичуте.
Постановка представлена в форме некой буффонады, где образы персонажей выражены яркими, порой гротескными костюмами и утрированными декорациями. Для усиления сатирического эффекта, автор пьесы наградил своих героев «говорящими» фамилиями: Прошмазон, Готовая, Чморилов.
«Задняя часть слона» - острая, обличающая сатира, отражающая несовершенства современного мира, при этом совершенно не пошлая и остроумная.