Грузовой коллапс возник там, где его не ждали

10 ноября 2021, 22:16

Мировой коллапс логистических цепочек грозит дефицитом товаров на Дальнем Востоке. Президент в ручном режиме решал ситуацию с министром транспорта. При этом проблема оказалась там, где ее ожидали меньше всего, – в нехватке судов. Береговая инфраструктура и железная дорога с наплывом грузов справляются.

Юрий Смитюк/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Минтранс России не видит проблем с железнодорожным транспортом, тягового и грузового подвижного состава хватает для организации перевозок в Дальневосточные порты, передает слова министра транспорта Виталия Савельева РИА Новости с онлайн-совещания с участием президента РФ Владимира Путина. «Проблем с железной дорогой нет. Все работает, мощностей портов хватает», - отрапортовал президенту Савельев.

Осенью 2021 года Дальневосточные порты столкнулись с наплывом контейнерных грузов из Японии, Кореи и Китая. В разы подорожавшая логистика в Европу, заставило страны АТР искать новые пути транзита своего груза. Российская железная дорога – оказалась самым удобным и выгодным маршрутом для контейнерных грузов.

Так перевозка контейнеров по сети железных дорог России за 10 месяцев 2021 года составила порядка 5,4 млн TEU, что на 12,7% больше, чем годом ранее. При этом перевозка контейнеров во внутреннем сообщении увеличилась на 6,4% до 2,043 млн TEU. Экспортные перевозки выросли на 8,2% до 1,301 млн TEU, импортные – на 13,8% до 1,152 млн TEU. Но самый существенный рост показал транзит – в 1,4 раза до 889 тыс. TEU.

«Экспортный груз у нас идет из Китая, Южной Кореи, Японии и их много. Но эти контейнеры идут по Транссибу в сторону Европы» - доложил президенту Савельев.

При этом инфраструктура РЖД с наплывом контейнерных грузов справляется. Но коллапс наступил там, где казалось его быть не могло, - на рынке остро ощущается дефицит судов. В ходе совещания Савельев доложил о ситуации с загруженностью портов Приморья, и по его словам мощностей достаточно. «Удорожание фрахта, ввиду высокого спроса - стало в 2,5 раза выше, чем было до этого. В результате этого каботажные компании потеряли возможность привлекать дополнительные суда для снятия пиковых нагрузок в работе линий. Эта проблема, как мы сегодня выявили, состоит в нехватке судов», - заявил Савельев.

Нехватка судов может вылиться в большие социальные проблемы для дальневосточных регионов. Так снабжение дальневосточных Чукотки, Камчатки, Сахалина и Магаданской области идут морем, через Владивосток. В итоге, идущие туда товары могут застрять в пути надолго. Так жители Чукотки пожаловались президенту на дефицит в магазинах. Задержки поставок продолжаются уже три месяца, в небольших поселениях пустые прилавки, нет овощей и фруктов, молочной продукции, яиц, заканчивается картофель.

Министр в свою очередь рассказал о нескольких возможных решениях проблемы. В том числе Савельев предложил закрепить приоритетность социально значимых грузов при работе с ними в портах. «Вы сказали о том, что нужно определить приоритеты - так вот определите их. Нельзя же без цемента оставлять целые регионы и без других строительных материалов. А за этим, не ровен час, чего-нибудь еще там не будет хватать. Обязательно наведите порядок здесь, и как можно быстрее. И доложите председателю правительства [Михаилу Мишустину]», - распорядился глава государства.

Министр в свою очередь предложил вариант создания государственной судоходной компании, заметив, что на это требуются «не такие большие деньги, чтобы решить пиковые нагрузки». «Да, ну ради бога, только компанию вы будете создавать сколько?» - парировал Путин. Президент также поинтересовался, хватает ли в этой ситуации подвижного состава, локомотивов на железных дорогах. Услышав, что проблем с этим нет, глава государства заключил: «Хорошо, я услышал».

В пресс-службе РЖД сообщили, что для решения снабжения дальневосточных регионов налажено тесное взаимодействие с российскими портами по оперативному завозу первоочередных грузов в отдаленные регионы.