Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) советует потребителям готовиться еще туже затягивать пояса. Цены на отдельные товары могут вырасти в ближайшие пару лет приблизительно на 10% из-за роста стоимости фрахта и импорта.
Пандемия не только разорвала множество цепочек поставок, но и привела к резкому росту цен на морские контейнерные перевозки, на которые приходится до 17% всех морских грузовых перевозок. За последние полтора года пандемии они выросли как минимум в семь раз! В результате быстрого роста транспортных расходов цены на потребительские товары за полтора года выросли на 1,5%, утверждается в исследовании UNCTAD.
Если никаких улучшений с цепочками поставок и стоимостью контейнерных перевозок не произойдет, то глобальные импортные цены могут вырасти в 2022-23 гг. на 11%, а потребительские – на 1,5%.
Американцам следует ждать роста потребительских цен на 1,2%, а китайцам - на 1,4%. Авторы исследования утверждают, что в небольших страны, которые сильнее зависят от морского импорта, чем большие государства, цены на потребительские товары могут вырасти на 7,5%. Россия не так сильно зависит от тарифов на морские грузовые перевозки, поэтому россиянам, считают авторы исследования UNCTAD, следует готовиться к росту цен на потребительские товары на 1%.
Что касается категорий товаров, то сильнее всего сверхдорогие контейнерные перевозки поднимут цены на электронику (11,4%), мебель и одежду (10,2%). В масштабах всей планеты цены могут вырасти как минимум на 10%.
Ввиду резкого роста цен на морские контейнерные перевозки некоторые компании начали отправлять небольшие товары клиентам по воздуху. Однако питать особые надежды на снижение цен за счет воздушных перевозок не следует, потому что воздушные тарифы в ближайшем будущем могут догнать и перегнать морские.
Аналитики подчеркивают, что стремительное удорожание контейнерных перевозок по воде замедляют восстановление крупных экономик. В случае роста цен расходов на контейнерные перевозки на 10% и продолжения кризиса с поставками промышленное производство, главный драйвер экономического развития, в США и еврозоне, согласно прогнозам, снизится более чем на 1%, а в Китае – на 0,2%.
По состоянию на конец октября в крупных портах ждут разгрузки более 600 контейнеровозов. Очередь на разгрузку по сравнению с началом года увеличилась, по данным швейцарского логистического гиганта Kuehne+Nagel, вдвое. Аналитики швейцарской компании прогнозируют, что очереди на разгрузку в портах продлятся как минимум до февраля 2022 года.