Российский ВВП не хочет расти как следует

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
24 ноября 2021, 14:23

Счетная палата признала, что российская экономика хотя и восстанавливается, но темпы этого восстановления замедляются.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Счетная палата РФ ожидает, что в 2021 года темпы роста экономики РФ могут составить 4,2%, что соответствует прогнозам Минэкономразвития. Как сообщает ТАСС со ссылкой на материалы ведомства, его эксперты констатировали, что сейчас российская экономика восстанавливается. Однако темпы восстановления в третьем квартале 2021 года оставляли желать лучшего.

«По оценке Минэкономразвития, за девять месяцев 2021 года российская экономика показала рост на 4,6 %, превысив допандемийное значение. Минэкономразвития в среднесрочном прогнозе на 2022—2024 годы ожидает, что по итогам года ВВП вырастет на 4,2 %, что, с учетом текущей статистики, представляется вполне достижимым значением», — отметили в ведомстве.

На низкой базе почему бы не расти

Экономический рост начала года носил не просто восстановительный характер после падения в 2020 году, уверен главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Статистически, его темпы за три квартала сравнивались с самыми тяжелыми месяцами острой фазы пандемии: периодом остановок производства, ограничений передвижений людей. В результате, по данным Минэкономразвития, в январе-августе 2021г. ВВП поднялся на 4,7%, а за 9 месяцев уже на меньшую величину — 4,6%. Причём, в июне рост составил 8,9%, в июле 4,9%, в августе — 3,7%.

То есть, отмечает эксперт, «эффект низкой базы» постепенно исчерпывался. И осенью оказался практически полностью отработанным. Экономика вошла в свою привычную колею, поскольку условия и факторы движения не поменялись. Более того: обстановка ухудшилась в связи с новыми волнами и штаммами коронавируса — деловая активность оказалась вновь под давлением.

Поэтому на четвертый квартал можно предполагать заметное снижение темпов роста. По итогам года в целом это приведёт к менее заметному увеличению ВВП по сравнению с тремя кварталами. Показатель 4,2% достаточно реалистичен. Но даже в этом случае российская экономика едва перекроет показатель ВВП допандемийного 2019 года. Таким образом, заключает Гойхман, два года окажутся потерянными для роста.

Наружу — хорошо. Но и внутрь надо

Устойчивая динамика экономического роста страны во многом является следствием мирового спроса на сырьевые товары, полагает преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. Внешняя конъюнктура, по его словам, создает весьма благоприятные условия отечественным производителям для расширения выпуска своей продукции.

В этих условиях внутреннее институциональное регулирование хозяйственной системы страны становится важным фактором, который определяет темпы поступательного движения национальной экономики. Рынки Европы и Азии готовы поглотить большую часть объема производимой в нашей стране сырьевой продукции.

Однако интересы внутреннего потребления (как производственного, так и розничного) выступают в качестве тормоза для внешней экспансии отечественного бизнеса. Любые меры, предпринимаемые правительством в целях защиты внутреннего рынка и направленные на ограничение экспорта (будь то увеличение пошлин или снижение квот), поддерживают минимально необходимый объем предложения, но, в то же время, снижают реализацию производственного потенциала наших экспортеров.

Механизм демпфера (по своему замыслу, достаточно обоснованный), способен выборочно компенсировать разницу цен в рамках зафиксированного на определенную дату экспортного паритета. Однако он никогда не успевает за реальной конъюнктурой. Государственные компенсационные механизмы в сложившихся реалиях не способны закрыть все стоимостные разрывы в цепи производственных цепочек. Не говоря уже о том, что конечная реализация упирается в низкий платежеспособный спрос населения, тем самым сдерживая производство товаров.

В этом смысле, уверен Гожий, деятельность исполнительной власти по переориентации части продукции экспортеров на внутренний рынок работает на благо российского потребителя, но одновременно выступает элементом сдерживания деловой активности. Это необходимое зло, которое преодолевается ростом реальных доходов населения.

В то же время антиинфляционная политика, направленная стараниями нашего регулятора не столько на снижение производственных издержек, сколько на ограничение притока денежных средств в отечественную хозяйственную систему, также является существенным фактором сдерживания роста ВВП и, как следствие, удорожания финансового ресурса для бизнеса.

Важность сбалансированной внутренней экономической политики возрастает в условиях перспективы изменения технологического уклада мировой экономики. Сам процесс этой перестройки предполагает многовариантность, связанную как со сроками реализации программ отказа от высокоуглеродного производства, так и с реальной структурой той хозяйственной конструкции, которая в итоге станет основой экономики нового типа. То, как наша страна будет встраиваться в эту систему, предопределит в долгосрочной перспективе динамику роста, заключает Гожий.