ИРАДА БЕРГ: «Я не останавливаюсь ни на минуту»

26 ноября 2021, 14:37

30 ноября на малой сцене Театра Наций в рамках проекта «Чтения со смыслом» состоится перформанс по пьесе Ирады Берг «Дальше мы сами» режиссера Стаси Венковой.

предоставлено пресс-службой

Премьера состоялась весной в Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра, но поменяв Анатолия Белого на Игоря Миркурбанова, создатели так значительно переработали материал, что столичные зрители увидят совсем другой спектакль.

— Ирада, что изменилось с приходом в перформанс нового исполнителя?

— С появлением Игоря Миркурбанов изменилась глубина отношения и к тексту, и к мизансценам, и к построению картин. Бесспорно, он очень сильно влияет на режиссера, мы работаем буквально над каждой репликой — все слова должны быть оправданы. Еще интересно, что поменялись отношения внутри самой пьесы. В результате работы с Игорем появилась новая метафора — умирают двое героев, потому что герой Миркурбанова тоже несет большой груз вины. И становится ясно, что мы всегда выбираем тех, кто нас разрушает, и это повторение, которое невозможно избежать.

— Вы ведь переводчик по образованию, как вы начали писать для театра и выходить на сцену?

— В перформансе «Дальше мы сами» мы с режиссером Стасей Венковой как раз придумали такое решение: есть человек и есть судьба, и они идут рука об руку друг с другом. Театр и литература все время присутствовали в моей жизни. Я родом из Санкт-Петербурга, и мой отец, заслуженный архитектор России в свое время занимался вместе с Марком Будневичем реконструкцией театра «Мюзик-холл». Так что о театре в нашей семье, как вы понимаете, говорили много. И где-то классе в пятом папа рассказал мне, что есть такой Театр юношеского творчества, и я пошла туда заниматься. Познакомилась с Ксенией Басилашвили, дочкой Олега Валерьяновича. Но через полтора года случилась неприятная история, связанная со здоровьем, и на театре пришлось поставить крест. На какое-то время я стала асоциальна, потеряла веру в себя, и вопрос о том, чтобы идти в театральный уже не стоял. Я поступила в Санкт-Петербургский государственный институт культуры на историка русской культуры, и литературы, как и в школе, была моим любимым предметам. Через 2 года я параллельно стала учиться в Ленинградском государственном университете на немецком отделении филологического факультета. В итоге получила два красных диплома. И благодаря немецкому языку попала работать в Царское Село — ведь было время, когда в Петербург приезжало много иностранцев. Очень скоро мне удалось показать свои продюсерские качества — в Царском Селе снимался фильм «Дело о Янтарном кабинете» Виталия Аксенова, и я поехала в Германию и в качестве переводчика, и в качестве продюсера, потому что у меня всегда получалось договариваться с людьми. Я была хорошим сотрудником и быстро стала расти по карьерной лестнице. Но мне всегда хотелось чего-то другого. И когда моему сыну было три года, я была глубоко погружена в тему Янтарной комнаты и мне хотелось рассказать Максу все эти интересные истории, поэтому я написала детскую книгу «Волшебный калейдоскоп» про мальчика Петю, попавшего в прошлые времена. Потом Владимир Кехман попросил меня адаптировать эту сказку для Михайловского театра. И начался очень интересный период моей жизни: я придумала первые в Петербурге детские балы, мы сотрудничали с Михаилом Шемякиным, Ульяной Лопаткиной. Я все время находилась в контакте с удивительными людьми — Лайза Минелли, Элтон Джон, я познакомилась с председателем Берлинского салона Манфредом Безе и вскоре меня избрали председателем Берлинского салона в Петербурге. Я даже сдала кандидатский минимум и начала писать диссертацию про салонную культуру, и решила сделать первый литературно-культурный салон у нас в городе. Помню как поехала в Москву, стояла у подъезда Людмилы Гурченко, ждала, и когда они с мужем вышли, выпалила, что хочу сделать с ней мероприятие. И мы сделали: Таня Котегова пошила коллекцию «Салон женщины в стиле Марлен Дитрих», было очень красиво. Потом я провела салон «Серебряный век в России» в Екатерининском дворце, для которого мы с Сашей Галибиным написали сценарий. Слава Зайцев отшил для этого мероприятия специальную коллекцию, Сережа Безруков читал Есенина… Было очень-очень интересно, но мне хотелось на сцену.

— И кто дал вам импульс?

— Маша Миронова — мой большой друг, мой ангел-хранитель, которая сказала, ты пишешь офигенные рассказы, давай их читать вместе со сцены. И еще сказала: «Только не играй, ты автор, и ты можешь на сцене вести себя как угодно». Вот так совсем недавно я начала выходить на сцену. И после Петербурга стараюсь делать первые шаги в Москве — уже провела в Доме музыки вечер «Предчувствие» как раз с Машей и Максим Матвеевым, сейчас вот в Театре Наций состоится московская премьера «Дальше мы сами», а впереди — громадье планов и не только в сфере театра. 14-го декабря состоится закрытый показ фильма INSIGHT Стаси Венковой по моему с сценарию. В нем снялись Маша Миронова, Анатолий  Белый, Максим Диденко. На следующий день его можно будет посмотреть в открытом доступе в «Амедиатеке». Так что я не останавливаюсь ни на минуту.