Таяние морского льда для России открыло новую артерию — Северный морской путь, однако под ледяными водами скрывалось еще нечто более ценное: геологические дары вроде кобальта, олова и редкоземельных металлов. Особенно перспективными считаются конкреции — крошечные шарики оксидов, которые содержат минералы, применяемые во многих производствах: от электроники до аккумуляторных батарей, пишет британское издание The Economist.
Конкреции образуются, когда в магматические очаги глубоко на дне проникает морская вода. Она нагревается до экстремальных температур, после чего поднимается к поверхности через вулканические трубки. Благодаря этому процессу, из земной коры вымываются металлы и откладываются на морском дне. Эти трубки также нагревают воду в непосредственной близости от себя, поддерживая на морском дне уникальные экосистемы. Места эти мало изучены, поэтому биологи и океанологи опасаются, что без надлежащего экологического контроля добыча полезных ископаемых вокруг трубок уничтожит сформировавшиеся экосистемы.
«Данных об океане у нас нет, его экосистемы часто настолько хрупки, что в масштабах человеческой жизни не восстанавливаются. Обследование вдоль Севморпути потребует продвинутых роботов для сбора образцов и составления карты морского дна — усилия, которые, по мнению некоторых, будут настолько дорогостоящими, что добыча подводных ресурсов окажется совершенно нерентабельной», — считает сотрудник парижской Геологической лаборатории Хавьер Эскартен.
Успокаивает западных специалистов лишь то, что ни «Алроса», ни «Норникель» пока не планируют глубоководную добычу, однако настораживает, что Россия в 2001 году «подала заявку на расширение своей исключительной экономической зоны с 200 морских миль от побережья вплоть до — в некоторых местах — Северного полюса».
Воды вдоль побережья Якутии, благодаря потеплению, открыты обычным судам уже четыре месяца в году. C ростом судоходства многие предвидят экологические риски и требуют добиться прозрачности горнодобывающих работ в этом регионе.
«Нынешнего регулирования недостаточно, особенно сейчас, когда Арктика открыта для бизнеса. Северный морской путь может стать горячей точкой в экономике и экологии, причем как на суше, так и под водой», — считает основатель американского Арктического института Мальте Хумперт.
Как писал «Эксперт», международная группа ученых реконструировала историю Северного Ледовитого океана в районе пролива Фрама, между Гренландией и Шпицбергеном. Используя химические сигнатуры, обнаруженные в морских микроорганизмах, они выяснили, что океан начал нагреваться в начале ХХ века с приходом более теплых и соленых вод из Атлантики, то есть на десятки лет раньше, чем следует из инструментальных наблюдений.