Всего несколько лет назад очный формат обучения удерживал лидирующие позиции в сфере бизнес-образования. Многие курсы, семинары и мастер-классы проводились в аудиториях и лекционных залах, собирая множество людей. Ограничения, вызванные коронавирусом, стали катализатором процессов, происходящих в этой сфере.
Многие EdTech-компании в России и раньше предлагали слушателям онлайн-формат, но он не пользовался значительным спросом. С приходом пандемии ситуация изменилась кардинально: большинство учреждений переориентировалось на онлайн-занятия, частично сохранив при этом очный режим.
Плюсы и минусы обоих способов получения образования рассмотрел Аяз Шабутдинов, основатель технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр.
Уровень знаний
Предприниматель уверен, что на степень усвояемости предлагаемого контента никак не влияет местонахождение студента. Если человек нацелен получить знания, он будет сосредоточенно слушать лектора в любых условиях. Всё дело в мотивации: если она имеется, домашняя обстановка не станет препятствием для обучения.
Многие организации также предлагают просматривать записи лекций. Это положительно сказывается на качестве усвоения материала, так как позволяет закрепить полученные знания. Кроме того, студент может учиться в собственном темпе и уделять больше внимания проблемным вопросам, стараясь лучше разобраться в теме.
Общение
Принято считать, что полноценное общение возможно только в очном режиме. Но если обратиться к опыту компании Лайк Центр, оказывается, что можно с успехом общаться и на IT-платформе. Это часть экосистемы для предпринимателей, где люди делятся своими гипотезами и опытом, получают ответы на интересующие вопросы.
Аяз Шабутдинов считает, что не следует воспринимать онлайн-общение как исключительно одностороннюю связь. Многие курсы предполагают индивидуальное общение с преподавателем с использованием современных средств связи. Их эффективность не уступает очному общению, ведь здесь задействуется как слуховая, так и зрительная память.
Стоимость
Ещё один немаловажный момент при выборе способа обучения. Как правило, онлайн-занятия дешевле офлайновых: отсутствует необходимость в аренде помещения, оплате коммунальных услуг, охране, клининге и пр. Исключив подобные затраты, компания может снизить стоимость обучения и тем самым привлечь больше клиентов.
Обратная связь
Плюс очного формата в том, что если у студента возникает вопрос, он может сразу задать его лектору. Но это возможно непосредственно во время занятия, а затем человек оказывается предоставленным самому себе.
Если же судить по отзывам о Лайк Центре, онлайн-обучение заметно выигрывает по данному показателю. EdTech-компания предусмотрела возможность общения с преподавательским составом в удобное для ученика время через чат. При правильно организованной системе обратной связи студенты получают ответы на вопросы в минимальные сроки.
Нетворкинг
Одна из задач обучения – обмен опытом и идеями, что особенно важно в бизнес-образовании. Коллективный опыт предпринимателей позволяет найти решение проблем в каждом конкретном случае, дать совет коллеге, помочь добиться успеха.
В онлайне организовать нетворкинг сложно — намного проще создавать новые бизнес-связи и знакомиться на офлайн-лекциях. Люди больше доверяют тем, кого видят вживую, что делает дальнейшую связь более крепкой и устойчивой.
Территориальная принадлежность
Далеко не у всех есть возможность и желание для получения образования ездить в другой город. Приходится подстраиваться и под график очных занятий, что не всегда удобно. Всё это существенно снижает доступность обучения.
Дистанционный формат позволяет избавиться от территориальных ограничений, ведь для доступа к курсам нужен только Интернет!
Какой формат обучения выбрать?
По мнению основателя Лайк Центра, бизнес-обучение будет наиболее эффективным при совмещении обоих форматов. Многие знания можно легко получить во время вебинаров, мастер-классов, лекций. Современные IT-платформы отлично зарекомендовали себя как способ проработки и закрепления полученной информации. А живое общение позволит найти единомышленников, обменяться ценным опытом, сгенерировать новые идеи.
Аяз Шабутдинов уверен, что 80-90% обучения должно приходиться на долю онлайна, а остальные 10-20% — на очный режим. Такой подход позволит EdTech-компаниям выдержать серьёзную конкуренцию в сфере бизнес-образования и выйти в лидеры рынка.