Денег не дадут
Политики, чиновники и активисты Евросоюза называют главным реальным противником их интеграционной группировки Россию. Мол, Москва всячески пытается дискредитировать ЕС, дезорганизовать его, угрожает безопасности. Однако ирония в том, что на сегодняшний день безопасности Евросоюза больше всего угрожает одна из стран-членов организации – Польша, чьи действия ставят под вопрос существование ЕС в нынешнем его виде.
Дело в том, что Варшава подняла самый настоящий бунт против окопавшейся в Брюсселе Еврокомиссии. Сначала поляки отказались следовать «европейской солидарности» и принимать по распределению беженцев, прибывавших в Италию и Грецию. Затем они стали принимать анти-ЛГБТ законы, и даже создавать зоны, свободные от пропаганды однополой любви. Сейчас же покусились на независимость судебной системы. В стране создана т.н. «Дисциплинарная палата», которая будет иметь право отстранять от работы судей – то есть, по факту, судебная власть переходит под контроль правящей консервативной партии «Право и Справедливость» (ПиС). А для того, чтобы на нее никто не влиял извне, Конституционный суд Польши принял решение о несоответствии ряда пунктов общеевропейского законодательства польскому – в частности, о приоритете европейских судов над собственно польскими.
В Европе эти выпады Варшавы были восприняты очень болезненно. Еврокомиссия понимала, что в ЕС многие недовольны существующим порядком вещей и самой Еврокомиссией. Которая управляет Евросоюзом не только неэффективно, но и еще нелегитимно (народ еврокомиссаров не выбирал, а выборный орган ЕС – Европарламент, - не имеет сколько-нибудь серьезных полномочий). Поэтому если польская Фронда удастся или хотя бы Польше эта фронда сойдет с рук, то по ее пути пойдут другие страны. Прежде всего, Венгрия, которая тоже крайне недовольна европейским правозащитным и ценностным диктатом. По словам венгерского премьер-министра Виктора Орбана, в современной Европе «гегемония мнения оказывается важнее плюрализма идей».
Именно поэтому было принято решение Польшу наказать – прежде всего деньгами. Так, Европейский суд поставил Варшаву на счетчик – потребовал закрыть Дисциплинарную палату, а до ее закрытия платить штраф в 1 миллион евро в год. Кроме того, Евросоюз пригрозил лишить Польшу доступа к т.н. «антиковидному фонду» - средствам, которые выделяются на восстановление стран-членов ЕС от последствий эпидемии. Речь, по некоторым данным, идет о 36 миллиардах евро, которые Варшава должна получить в течение нескольких лет.
Поляки возмутились. «К счастью, в польской экономике все идет хорошо, и мы не жалуемся на нехватку денег. Однако, конечно же, будем бороться за то, чтобы к Польше относились справедливо», - заявил премьер-министр страны Матеуш Моравецкий. А министр юстиции Збигнев Зебро перешел от обид к угрозам. Он заявил, если Евросоюз лишит страну доступа к антиковидным фондам, то Варшава прекратит платить взносы в бюджет ЕС, а также будет ветировать все решения ЕС.
Не мешайте жить
И если без польских денег Брюссель как-то проживет, то вот в случае применения права вето у европейцев возникнут серьезные проблемы. Дело в том, что значительное количество вопросов в Евросоюзе решается консенсусом, и если хоть одна сторона применит право вето, то никакого консенсуса, а значит и решения, не будет. Работа Евросоюза будет просто парализована. И Варшава на это пойдет. Матеуш Моравецкий хоть и не поддержал идеи Збигнева Зебро, но и не отказался от них, напомнив, что Польша на сегодняшний день является «объектом беспрецедентного и бесчестного отношения со стороны Еврокомиссии».
Теперь у ЕС есть два варианта. Первый – вполне стандартный для европейских чиновников, - подразумевает отступление и капитуляцию перед польскими требованиями. Однако в данном случае польский прецедент станет лишь еще более опасным – другие страны пойдут по пути Варшавы в деле шантажа Евросоюза. Второй вариант – резко поднять ставки, сделав конфликт неприемлемым для Польши и принудив ее к капитуляции. Собственно, второй вариант, очевидно, перспективнее, вот только непонятно, как поднимать эти ставки?
Выгнать Польшу из Евросоюза нельзя – такой процедуры в Организации не прописано. Вежливо просить с вещами на выход бессмысленно – ни нынешнее руководство страны, ни население выходить из Евросоюза не хочет. Им кажется вполне себе комфортной формула «Польша получает от ЕС деньги и живет как хочет».
Можно исключить Польшу и ее интересы из консультационных механизмов (по итогам Еврокомиссия принимает свои решения), однако это наказание как-то мелковато.
Можно, конечно, законодательно привязать финансирование к правам человека. Так, Европарламент требует от Еврокомиссии прописать специальный механизм, который будет ставить условием выплат соблюдение ключевых принципов ЕС, включая верховенство закона. Проблема, однако, в том, что у политиков разное понимание термина «ключевые принципы». Да, верховенство закона туда входит – но как быть, например, с ситуацией с секс-меньшинствами? По словам премьер-министра Нидерландов Марка Рютте, ЛГБТ вопрос «является настолько фундаментальным» для Европейского сообщества, что без него «мы всего лишь торговый блок с единой валютой». Однако эта фундаментальность не зафиксирована ни в одном основополагающем документе ЕС, и чтобы его туда внести нужен как раз консенсус. То есть, проще говоря, голос Польши.
По сути, у ЕС остается один единственный вариант: делать ставку на смену власти в Варшаве. Уход ПиС и возвращение проевропейской Гражданской платформы. И действительно, потенциал для этой рокировки есть – значительное количество поляков (особенно городских) недовольны крайне правой и клерикальной линией партии. Однако тут на помощь ПиС пришел миграционный кризис. Поляки оценили способность своих лидеров защитить страну от «мусульман, направляющихся в ЕС при поддержке Москвы», и сейчас рейтинг правящей партии страны находится на высочайшем уровне. Неудивительно, что Матеуш Моравецкий и другие лидеры ПиС готовы и дальше противостоять Брюсселю. Своему главному, на сегодняшний день, реальному противнику.