Перед итоговым саммитом Евросоюза СМИ все чаще, со ссылкой на компетентные анонимные источники, сообщают о проблемах, с которыми может быть сопряжено принятие новых пакетов санкций против РФ. В том, что эти санкции нужны в принципе, в странах ЕС царит если не единодушие, то достаточный для принятия решений консенсус. Все ж таки поводов гневаться на Кремль в европейских столицах предостаточно. На днях в Берлине приговорили россиянина Вадима Соколова (он же, Красиков) за убийство чеченца Зелимхана Хангошвили. Громкое дело, в ответ на которое, по заведенному в Европе порядку, кроме высылки дипломатов требуются еще и санкции. Франция, опять же, лоббирует максимально жесткие меры воздействия на Россию, из-за российской активности в традиционной французской сфере влияния – африканском регионе Сахель, в который входит государство Мали, где, говорят, объявились «вагнеровцы». Наконец, украинский вопрос.
Все недели, предшествовавшие беседе Путина с Байденом в западных СМИ не было недостатка сообщений о том Россия вот-вот введет свои войска на украинскую территорию. И не на мятежный Донбасс, а куда-нибудь дальше. Обсуждались самые серьезные, по выражению госсекретаря США Энтони Блинкена, «невиданные» антироссийские санкции. Теперь же, после разговора Путина и Байдена, как с некоторым удивлением сообщает Luxemburg Times, желания наказывать Россию поубавилось. Будто забыты апокалиптические прогнозы о том, что русские войска совершат победный марш на Киев в следующем январе. Планам ввести против Кремля самые страшные санкции пепятствуют «большие государства ЕС», пишет и Bloomberg. Агентство утверждает, что в ЕС есть сейчас два лагеря, противоречия между которыми на саммите обязательно дадут о себе знать. К первому относятся Германия, Франция, Италия и Испания. Они настаивают, что пугать Москву санкциями не надо. Важно провести с ней переговоры. Благо, того же самого хотят и в Белом доме. Байден однозначно заявил, что обсуждать озабоченность России вопросами безопасности (читай, расширением НАТО на восток) американцы готовы. Более того, в Белом доме согласны подключить к этому обсуждению как раз те самые большие страны ЕС – Германию и Францию уж точно.
Однако, согласно Bloomberg, есть в ЕС и другая группа стран. Это только не бывшие страны Варшавского договора, как можно было подумать, не злокозненная Польша и с одержимой страхом российского вторжения Прибалтикой. В Еврокомиссию с предложением обсудить антироссийские санкции обратились еще и Нидерланды, а также Швеция. Их предложения, как ожидается, будут обсуждать на саммите ЕС. Вот только не факт, что их там одобрят. Большие государства ЕС и в первую очередь Германия придерживаются позиции, что принимать каких-либо документов, где прописаны, считай, угрозы Кремлю не стоит. Это, разумеется, не значит, что ФРГ выступает в принципе против антироссийских санкций. Наоборот, сейчас есть вероятность того, что Германия займет по этому вопросу несколько более жесткую позицию. Все-таки министром иностранных дел страны стала Анналена Бербок, которая, с места в карьер, делает жесткие антироссийские заявления, в первую очередь, по «Северному потоку-2».
Но уже состоялся разговор Путина и Байдена. Анонсированы переговоры по безопасности. Они не будут сугубо российско-американскими, а пройдут в формате Россия – четыре страны НАТО. Помощник президента РФ Юрий Ушаков уже сказал, кто с российской стороны будет говорить с США: это замминистра иностранных дел Сергей Рябков. В сложившихся условиях снижение конфронтационной риторики выглядит вполне закономерно. Закономерны и страхи тех, кто считает, что с Москвой не надо миндальничать, а надо, напротив, говорить пожестче. Премьер-министр Польши Тадеуш Моравецкий, например, дал интервью газете La Repubblica, где предупредил, что уступки России более делать нельзя. Дескать, Путин теперь «исследует границы дозволенного» и в конечном счете хочет разделить ЕС. А это никак допустить нельзя. «Россия должна решить: она хочет быть с Европой или против нее», - сказал Моравецкий. Заявления, смысл которых в том, что идти на уступки России нельзя, сделал и ряд других восточноевропейских политиков. Например, премьер-министр Эстонии Кая Каллас.
Разногласия по курсу в отношении России могут наложиться на другие, которые есть во взаимоотношениях малых и больших стран ЕС. Та же Польша, а точнее, правящая в ней партия «Право и справедливость» не оставляет своих попыток отстоять для себя возможность соблюдать законодательство Евросоюза лишь частично. В своем стремлении добиться такой автономии от Брюсселя лидер правящей партии Ярослав Качиньский даже начал заигрывать с теми, кого он сам же обзывал путинскими сателлитами – европейскими евроскептиками, такими как Марин Ле Пен.
Получается, что антироссийские санкции из беспроблемного вопроса превращаются для ЕС в проблемный. Говорить о том, что в Евросоюзе запахло расколом, разумеется, нельзя. Но опасная турбулентность все же появилась.