В эфире сетевого вещания медиа-холдинга «Вечерняя Москва», в рамках подведения итогов премии, прошла дискуссия «Зеленая экономика как новая экономическая парадигма».
В разговоре приняли участие представители компаний, имеющих к зеленой экономике самое прямое и непосредственное отношение. Это Олег Гринько, лидер рабочей группы EnegyNet, директор ООО «Т-Система», Дмитрий Горяинов, генеральный директор завода РУСМЕТ, эксперт Рабочей группы EcoNet, Никита Голубев, директор по маркетингу компании Навиен Рус., Максим Арзуманян, человек занимающийся развитием сети зарядных станций в рамках проекта TOUCH, Никита Братищев, основатель и руководитель проекта по управлению экологическим следом Ofsetted. Экспертную поддержку в части социологии и статистики нам обеспечивает Кирилл Родин, директор по работе с органами госвласти ВЦИОМ.
Нужно ли государству принуждать компании к «экологическому» подходу? Или лучше отдать приоритет мягкому регулированию, например, через введение преференций для таких компаний?
- Если брать европейский рынок, то там идет регулирование со стороны государства. Для компаний определены пороговые значения выбросов и, в случае их превышения, с компании взимается пеня. То есть кнут имеется, - рассуждает Никита Братищев. – Но есть и пряник: интерес потребителей. Продукцию компаний, соблюдающих экологические нормативы, они приобретают охотнее.
Олег Гринько убежден, что современный человек на положительную мотивацию реагирует слабо.
- В Москве на Новом Арбате одни водители парковали автомобили в 2-3 ряда, а другие не могли проехать. И ведь первые понимали, что поступают плохо, но ничего не менялось. Ровно до тех пор, пока не появились видеокамеры. То есть помог кнут, - напоминает эксперт. – Так и с зелеными этикетками. Если товар с ними будет вдвое дороже, то его покупать не будут, даже если человек двумя руками «за экологию». И когда появляется некий «экологичный» продукт, то за ним кто-то стоит, продвигает, чтобы заработать. Вообще, я считаю, вся зеленая экономика - для богатых обществ. Для тех, у кого есть средства и желание за некую «экологичность» платить.
Максим Арзуманян убежден:
- Чтобы развивать зеленую экономику – необходима поддержка государства. Причем в любой стране. Ну, например, если государство вкладывается в развитие инфраструктуры для электротранспорта, то такой транспорт будет развиваться. Скажем, в США власти вложили 5 миллиардов долларов в развитие зарядной инфраструктуры. А если «продвигать» тот же электротранспорт как частную инициативу, без помощи власти и льгот, то это просто нерентабельно. И если мы рассуждаем – нужны ли для развития зеленой экономики кнут и пряник, то да, нужны. Но кнут уместен лишь после пряника в виде значительной поддержки государства.
Никита Голубев рассказывает:
- С 2009 года я занимаюсь продажей газового оборудования в России. А именно – котлов NAVIEN, и убедился, что наш потребитель до сих пор пока отстает от Европы в зеленом мышлении лет на десять. «Я куплю более энергоэффективное оборудование и через несколько лет это окупится, а затем начет приносить мне сбережения» - большенство российских потребителей, к сожалению, так пока не мыслят. Человек в регионе рассуждает так: «да я не знаю, что через год будет, зачем мне покупать более дорогой, но энергоэффективный котел?» В общем, я считаю, что зеленая наклейка, свидетельствующая об «экологичности» товара, будет действовать, возможно, лишь на ограниченную группу покупателей моложе 30-35 лет, а так большенство пока не видит смысла в этом.
Кирилл Родин убежден:
- Метод кнута и пряника не случайно так и называется. Не метод кнута или пряника, а с союзом «и». Я глубоко убежден, что для развития зеленой экономики и гражданам и бизнесу необходимо давать преференции и стегать. Если делать что-то одно, то это просто не работает. Мы, кстати, недавно провели опрос и спросили: «Если у вас есть выбор купить «экологичный» товар, но чуть дороже или «неэкологичный», но чуть дешевле, то 64% сказали, что готовы за экологичность немного переплатить. А следующий вопрос был: «Готовы ли вы отказаться от товара, если он не экологичен?» И эта аудитория в 64% сразу резко растаяла. От пластиковой посуды может быть и откажемся, а вот от говядины, производство которой наносит вред природе уже нет. Мне кажется, сейчас ответ о том, что я предпочитаю «экологичное», просто социально одобряемый. Поэтому, повторю, необходимы и кнут и пряник.
Дмитрий Горяинов не согласен:
- Мы все участники зеленой экономики, даже если просто устраиваем субботник во дворе своего дома. И эта экономика точно станет развиваться. И не потому, что будет какой-то кнут, а потому, что вырастет новое поколение с «зелеными» убеждениями. Оно не станет пользоваться пластиковой посудой, не будет мусорить, станет сдавать батарейки в утиль и т. д. Мне кажется, многое зависит просто от сознания людей, от их убеждений.
ЛАУРЕАТЫ 2021
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
тэк -ГАЗПРОМ;
металлургия -Норильский Никель;
машиностроение – Атомэнергомаш;
строительство -Группа компаний «САМОЛЕТ»;
химическая промышленность – СИБУР;
пищевая промышленность - Объединённые кондитеры
ФИНАНСЫ :
банк - АО «АЛЬФА-БАНК»;
страховая компания - САО «ВСК»
УСЛУГИ:
транспорт -АЭРОФЛОТ;
информационные технологии – РОСТЕЛЕКОМ;
розничная торговля – OZON
ПРОЕКТЫ:
АО «ПОЧТА БАНК» с проектом «Пушкинская карта»;
РУССКАЯ МЕДИАГРУППА - экомарафон «Миссия красоты»;
СИТИМАТИК -природосберегательные технологии;
АО «ГСК «ЮГОРИЯ» - региональная страховая компания
По версии редакции новостного портала Anews
Финансист года - Эльвира Набиулина Председатель ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ;
Управленец года (за развитие экосистемы Сбербанка) - Герман Греф;
Президент, Председатель Правления ПАО СБЕРБАНК;
Медийный банк - ПАО «БАНК УРАЛСИБ»
Инновационный финансовый продукт FACE PAY (Московский Метрополитен)
В этом году, впервые, «ВЦИОМ-Спутник» в партнерстве с Премией новостного портала Anews «Лучшие в России» подготовил Всероссийский опрос по нескольким номинациям: наиболее привлекательные компании в России для трудоустройства россиян и лучшие страховые компании уходящего года.
По версии Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения
Лучшей страховой компаний признан - ПАО СК «РОСГОССТРАХ»
Лучший работодатель - ГАЗПРОМ
Премии «Компания года» и «Персона года» вручаются с 1998 года. В 2014-ом формат мероприятий был обновлен, объединенная премия получила название «Лучшие в России: Компания года и Персона года». Права на ее проведение и вручение были переданы группой компаний РБК новостному порталу Anews.com.
Своей основной целью организаторы премии называют привлечение внимания общественности к наиболее активным и продуктивным в профессиональном смысле компаниям и персонам, занимающим лидирующие позиции на российском рынке.
Выбор лауреатов премии проходит посредством заочного голосования членов экспертного совета. В него входят представители делового сообщества, бизнес-среды, а также политические и общественные деятели.
Итоги выносятся на основании ранжированных списков, предоставляемых журналом «Эксперт» и аналитической системой «Медиалогия», а также на основании поданных заявок.