Как заявил председатель комитета Бундестага по внешней политике Михаэль Рот, Nord Stream 2 подвергается критике других стран ввиду их собственных экономических интересов. По его мнению, Россия должна сохранить транзит газа через территорию Украины после 2024 года, но сейчас очевидны и интересы американцев в газовой сфере.
«Nord Stream всегда был политическим проектом. Сейчас часть критики газопровода обусловлена собственными интересами. В конце концов, США хотят продавать их дорогостоящий сжиженный газ в Европе», — приводит ТАСС слова Михаэля Рота со ссылкой на его интервью в газете Handelsblatt. Немецкий политик также добавил, что проект должен попасть «на стол переговоров» в случае «дальнейшей эскалации» со стороны России на границе с Украиной.
Строительство «Северного потока — 2» полностью завершилось 10 сентября 2021 года. Изначально его планировалось завершить до конца 2019 года, однако из-за санкций США строительство задерживалось. Газопровод состоит из двух ниток общей мощностью 55 млрд куб. м в год, которые пролегают от побережья России через Балтийское море до Германии. Российская сторона неоднократно подчеркивала, что «Северный поток — 2» является коммерческим проектом и реализуется совместно с европейскими партнерами.
Общая доля поставок «Газпрома» в потреблении газа в Европе по итогам 2020 года снизилась с 36% до 32,3% в пользу производителей сжиженного природного газа (СПГ), напоминает преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук. В 2021 году «Газпром» попробовал восстановить свою долю рынка в Европе, на фоне того, что часть объемов СПГ ушла в Азию вследствие роста спроса, что и произошло фактически.
За девять месяцев 2021 года на фоне роста спроса и снижения собственной добычи природного газа импорт трубопроводного газа Европой вырос на 20,4%, причем почти половину этого объема обеспечил ПАО «Газпром». Закупки СПГ, наоборот, сократились на 14,5%. Доля «Газпрома» в европейском импорте газа за девять месяцев текущего года превысила 53%.
Послепандемийное восстановление мировой экономики и высокий спрос на СПГ со стороны Азии и Китая привели к формированию повышенного спроса со стороны Азии и Китая на СПГ, продолжает эксперт. Готовность платить высокие цены способствовала установлению устойчивых потоков потребления СПГ в этом регионе. Холодная зима 2020-2021 года, природные катаклизмы 2021 года, просчеты Еврокомиссии в планировании потребления природного газа и, соответственно, досрочное опустошение подземных газовых хранилищ (ПГХ), не позволили «зеленой энергетике» обеспечить Европу достаточным количеством природного газа природного газа и электроэнергии для зимнего периода 2021-2022 года.
В Европе начался кризис газового рынка. Цены фьючерсов на поставку природного газа на условиях хаба TTF Нидерданды на лондонской ICE бирже взлетали до 2000 долларов и выше за одну тысячу куб. метров. Обычная цена на природный газ в Европе в докризисный период составляла от 200 до 300 долларов за 1000 куб. метров. Понятно, что как только цена на природный газ на европейском континенте в кризисный период достигла уровня 1000 долларов за одну тысячу куб. метров, она стала представлять коммерческий интерес для американских компаний, занимающихся поставкой СПГ а Азию и Китай.
Поставщики произведенного в США сжиженного природного газа — это компании, которые не имеют никакого отношения к американскому континенту. Их задача — заработать на реализации СПГ максимально возможную сумму. В декабре 2021 года З4 танкера с СПГ сменили курс с азиатского рынка и развернулись в Европу. Вместимость танкеров 8 млрд кубов, дефицит газа в Европе в 8-9 раз больше. Мощность газопровода «Северный поток — 2» — 55 млрд куб. метров природного газа в год. Прокладка двух ниток газопровода и заполнение их природным газом необходимого для функционирования системы завершена в декабре прошлого года.
Газопровод готов к поставке природного газа европейским потребителям, и ее начало нормализует ситуацию на европейском газовом рынке, уверен Валерий Корнейчук. Для поставки дополнительных объемов газа необходимо завершить сертификацию газопровода «Северный поток — 2» в соответствии с требованиями европейского регулятора. А она затягивается, поскольку в сложившейся ситуации на газовом рынке Европы Nord Stream 2 является серьезным конкурентом для американских компаний, так как предлагает поставку природного газа по ценам в 2-3 раза ниже биржевых.
Как свидетельствуют данные лондонской биржи ICE 12 января, стоимость газа в Европе в ходе торгов в среду вновь поднялась выше 1000 долларов за 1 тыс. куб. м. И чем дольше будет приходить его сертификация, тем больше смогут заработать американские поставщики СПГ на европейском континенте. Украина, как транзитер российского газа, уже подсчитывает упущенную выгоду от «потери» возможного транзита газа через свою территорию и призывает ввести санкции против «Северного потока — 2».
Не замечая, при том, что ПАО «Газпром» еще в декабре выполнил все взятые перед «Нафтогазом Украины» обязательства и поставил дополнительные объемы газа по действующему контракту.
В эту же дудку, добавляет аналитик, дует и Польша, отказавшаяся от продления контракта с ПАО «Газпром». Как говорится, «аппетит приходит во время еды». Экономика определяет политику, что и требовалось доказать. В сложившейся ситуации все методы хороши, чтобы «затормозить» конкурента.
Конечно, соглашается и шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв, газовые лоббисты из США изначально преследуют чисто экономический интерес. Отлично осознавая, что полностью отменить запуск второй нитки «Северного потока» невозможно, они постарались использовать против европейских партнёров методы шантажа, чтобы задержать ввод газопровода в строй как можно дольше.
Размахивая инструментами санкций, которые они могли бы ввести против европейских компаний-учредителей, но всё-таки в итоге не ввели, картинно сменив гнев на милость, фактически американские производители сжиженного газа уже выиграли для себя примерно полтора года дополнительного времени. Пока они продолжают поставлять свой газ в Европу через спот-рынок по очевидно очень сильно завышенным ценам из-за ими же созданного дефицита, но занять эту нишу на постоянной основе им в таких объёмах, конечно, не удастся, уверен аналитик.
Антироссийская политика вообще здесь ни при чём, она лишь удобный инструмент для информационного обеспечения затягивания процесса по газу, полагает Пётр Пушкарёв. Все стороны понимают, что это давление вообще никак не способно повлиять на поведение России в международных дипломатических вопросах или в военной сфере. Вероятнее всего, затягивание запуска «Северного потока — 2» является своего рода неофициальной частью сделки, которую заключили уже при Байдене между США и Германией: снятие возражений, отказ от ввода санкций Америкой, как бы «обменяли» на эти дополнительные полтора-два года, чтобы поставщики СПГ могли как следует оторваться, получая свои сверхприбыли так долго, как это возможно.
Действительно, технически немецкое правительство, проявив волю, давно могло бы по собственной инициативе воспользоваться принципиально оговоренным в Европе механизмом и вывести «Северный поток — 2» из-под директив энергопакета. Исключение было сделать можно, но Германия на это не пошла. Очевидно под давлением и, вероятно, в рамках той самой большой сделки с США. Как результат, дальше события потекли по более длительному юридическому сценарию. Начались затяжки сертификации, а затем и требования к Nord Stream создать в немецкой юрисдикции дочернюю компанию.
Правда, говорит эксперт, в этом могут быть и свои итоговые плюсы: новое европейское юридическое лицо, которому принадлежит теперь немецкий участок трубы, может при определённых обстоятельствах стать покупателем и владельцем значительных объёмов газа, формально закупая его ещё на российской границе. Таким образом, на ровном месте возникнет ещё один альтернативный поставщик как повод для заполнения трубы при необходимости уже не наполовину, а целиком. Здесь скрыты и возможности для Германии, возможно, плотнее влиять потом на ценовую политику, закупая дополнительный газ со скидкой в обмен на саму возможность таких поставок в большем объёме.
Доля американского СПГ в итоге тоже окажется, видимо, выше, чем до заминки с запуском «Северного потока — 2», уже хотя бы потому, что построенные терминалы для приёма газа в Европе должны теперь, разумеется, окупаться, считает Пётр Пушкарёв. Но большая часть поставляемого сейчас в Европу газа пойдёт, видимо, дальше — на азиатский рынок. Она может быть там реализована даже дороже и выгоднее для американцев.
Впрочем, даже вынужденная пауза на полтора-два года, вполне возможно, не обернётся для России на круг убытками: после запуска трубы, цена поставок по «Северному потоку — 2» на вторую половину 2022 и на 2023 год уже окажется выше, поскольку в формулу для трубопроводного газа высокие спот-цены на газ и нефтяные цены прошлого года включатся как раз с задержкой в 6-9 месяцев.
Да и в дальнейшем контрактная цена на газ по«Северному потоку — 2» может быть выше, чем до всех случившихся за последние два года событий с неоднократными взлётами спот-цен. Ставший объектом политических баталий газопровод, в итоге, станет основным каналом поставок газа из России в Европу, но и транзит через Украину тоже сохранится, вероятно в пределах 20-30 млрд кубометров в год, что тоже является частью большой сделки, считает Пётр Пушкарёв. Политические отношения с Украиной это вряд ли улучшит. Скорее, станет гарантией для американцев, что и с этого маршрута представители их бизнеса на Украине продолжат получать свою долю, чем и вызвана по большей части их трогательная забота об украинских интересах.