Московский дебют самого жесткого критика России

Геннадий Рушев
корреспондент Monocle.ru
18 января 2022, 19:32

Глава внешнеполитического ведомства Германии Анналена Бербок приехала в Россию. Первый визит самого неудобного для Кремля министра в новом германском правительстве подтвердил, что общий язык с ней действительно будет не так-то просто находить. Но и поводов для чрезмерного пессимизма Бербок тоже не дала.

Алексей Майшев/POOL/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Московского дебюта главы МИД ФРГ многие эксперты ждали с большим интересом. Когда Анналена Бербок являлась всего лишь одним из сопредседателей партии «Союз 90 / Зелёные», борющимся за власть, не было в Германии более жесткого критика России. В то время, как все германские политики мейнстрима в один голос твердили, что «Северный поток-2», при всех связанных с ним политических проблемах, стране все же нужен, она говорила, что можно обойтись и без этого трубопровода. Если Ангела Меркель к вопросу о введении новых санкций против России относилась достаточно взвешенно, если не сказать осторожно, то Бербок рубила сплеча, требуя новых и новых ограничений.

Конечно, политик, борющийся за власть и политик, получивший власть – это два разных политика. И все же, определенные опасения за германо-российские контакты новый министр внушала. Переговоры в Москве эти опасения, по-видимому, не развеяли. Впрочем, сторонники жесткой линии явно ждали от Бербок большего.

Перед московским визитом в Zeit online было опубликовано открытое письмо 73-х экспертов по Восточной Европе и России. Его инициатором был известный историк Андреас Умланд. В нем Германии предлагается (читай, новому правительству страны), «наконец, сойти со своего особого пути в восточной политике» и взять по отношению к России по-настоящему жесткий тон. Как выразились авторы письма, «за хорошими речами в Берлине должны, наконец, последовать и практические шаги, куда более эффективные, чем раньше».

Судя по визиту Бербок, этому призыву даже она, несомненная сторонница жесткой линии в отношении Москвы, пока решила не внимать. Поездку в Москву министр, как и следовало ожидать, предварила визитом в Киев, где президент Украины Владимир Зеленский услышал от нее, в сущности, то же, что раньше слышал от Меркель. Германия поддерживает Украину, но летального оружия не даст и по пути евро – и евроатлантической интеграции страна в ближайшее время не очень-то и продвинется. А переговорный процесс по Донбассу новый глава МИД ФРГ видит в рамках Нормандского формата – переговоров России, Украины, Германии и Франции.

Последнее Бербок повторила в Москве. Сергей Лавров, в свою очередь, заметил, что переговоры ради переговоров, а также ради самопиара украинского президента Москву не устроят. «Надежда только на то, что Берлин и Париж заставят господина Зеленского выполнить то, что он многократно обещал», – сказала глава российского МИД. Учитывая, что Бербок в Киеве ни намеком, ни полунамеком не обвиняла Украину в невыполнении Минских договоренностей, вряд ли эта надежда, по крайней мере, усилиями главы германского внешнеполитического ведомства, оправдается.

Зато в Москве германский министр призвала Россию соблюдать правила взаимоотношений в Европе и не угрожать Украине. В противном случае, как заметила Бербок, «у нас нет другого выбора, кроме как защищать наши общие правила, даже если это будет иметь высокую экономическую цену». Она сказала и о 100 тысячах российских военных, которые «без видимой причины» сосредоточены у украинских границ. На это Лавров заметил, что «мы не можем принимать какие-то требования, касающиеся действий наших вооруженных сил и нашей собственной земле».

Брифинг с участием главы МИД ФРГ не мог обойтись без вопроса о «Северном потоке-2». Бербок ответила, что «если энергетика будет использоваться как оружие, то это повлечет последствия в том числе, и в связи с этим трубопроводом». В чем именно выразятся эти последствия, она предпочла не конкретизировать. Конечно, можно рассматривать это заявление Бербок как перемену ее позиции. Ранее она допускала полную остановку проекта даже еще до его реализации. Однако скорее в данном случае глава внешнеполитического ведомства демонстрирует преемственность внешней политики своей страны, приверженность тому, что в ЕС именуется «требовательным диалогом». Германия, в лице своего министра, демонстрирует, что готова вести диалог с Россией, но только там, где это возможно и где не приходится поступаться принципами. В иных случаях, выражаясь словами Бербок, действия Москвы повлекут не вояжи чиновников, а «последствия», которые могут иметь и «высокую экономическую цену» - по крайней мере, если будет на то воля министерства иностранных дел и его главы.