Сегодня курс биткоина находится примерно на том же уровне, что и вчера — около $42 тыс. В эту область он отскочил еще несколько дней назад после неудачной попытки пробить ключевой уровень $40 тыс. Однако закрывал он предыдущий год выше $46 тыс., так что в этом — снизился уже примерно на 9%.
Но акции Grayscale Bitcoin Trust — крупнейшего биткоин-фонда объемом $27 млрд (тикер: GBTC) — упали с начала года почти на 17%. В результате, по данным Bloomberg, его капитализация оказалась на 26,5% ниже суммарной стоимости биткойнов, которыми он владел во вторник.
Это увеличило скидку на активы GBTC до рекордных уровней. Сама же она появилась уже довольно давно. Одной из причин был обвал котировок биткоина в прошлом году с уровней выше $68 тыс. Это привело к тому, что многие стали разочаровываться в криптовалютах, а потому сбрасывать не только биткоины, но и акции GBTC.
Но трастам не разрешается выкупать свои акции, как это могут делать ETF (биржевые фонды). Это означает, что предложение их акций не может увеличиваться или уменьшаться при изменении спроса, а значит возможны резкие падения и взлеты котировок, не зависящие напрямую от того, сколько стоят активы фонда. Акции падают гораздо резче биткоина и дисконт растет.
Впервые подобное случилось с ними в феврале, но немного по другой причине — их количество в обращении резко возросло. Ранее акции нескольких лет торговались с премией к биткойну. Но его конкурентные преимущества подорвали запуск биткойн-ETF в Канаде и биткойн-ETF, поддерживаемых деривативами в США.
Материнская компания Grayscale, Digital Currency Group, пыталась исправить ситуацию, выкупая акции GBTC. А в октябре Grayscale Investment LLC подавала заявку в SEC с просьбой преобразовать GBTC в ETF. Это могло бы быстро восстановить дисконт, но регулятор пока не одобрил биткойн-ETF с физической поддержкой.
«GBTC продолжает разбивать сердца по мере увеличения скидки, — цитирует Bloomberg сообщение президента Spectra Markets Брента Доннелли. — В настоящее время GBTC — это, по сути, двойная ставка на физический ETF. Заманчиво, но заманчиво, как могут быть заманчивы ценностные ловушки».