У «Северного потока — 2» стало на одного конкурента меньше

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
19 января 2022, 12:31

США поставили крест на газопроводе, который ЕС объявил своим «специальным проектом»

Yorgos Karahalis/AP/TASS

Госдеп проинформировал Израиль, Грецию и Кипр, что Америка больше не поддерживает совместный проект этих трех средиземноморских стран – газопровод EastMed, по которому газ должен идти по дну Средиземного моря с израильских месторождений в его восточной части в материковую Европу через Кипр и Грецию. Это, скорее всего, означает, что на нем можно будет поставить крест, потому что у участников проекта возникли серьезные проблемы с финансированием и потому что теперь нельзя рассчитывать на помощь Вашингтона в этом вопросе. Причем, отказ в поддержке, как сообщает Jerusalem Post, ссылаясь на свои источники, по крайней мере, Афинам был сделан неофициально.

Греция при этом отметила, что данный проект был объявлен Европейским Союзом «специальным проектом», и любое решение о его жизнеспособности логически будет иметь экономические последствия.

В качестве объяснения прекращения поддержки Госдеп приводит экономические соображения и опасения, что проходящий по дну моря газопровод может причинить природе большой вред. Об опасениях вреда для окружающей среды EastMed так же, как о сомнениях в его экономической целесообразности, кстати, неоднократно говорил старший советник Госдепа по вопросам энергетической безопасности Адам Хохштейн.

Газопровод EastMed стал очередным проектом предыдущей администрации Белого дома, от которого отказался Джо Байден. Его строительство, напомним, поддерживали Дональд Трамп, бывший госсекретарь Майк Помпео и экс-министр энергетики США Дэн Бруйетт.

О строительстве газопровода по дну Средиземного моря было объявлено в 2016 году. Проект EastMed оценивался в 6 млрд евро, закончить строительство планировалось к 2025 году.

В посольствах США в Иерусалиме и Афинах подчеркнули, что Америка продолжает поддерживать промежуточный соединитель EuroAsia между Израилем, Кипром и европейской электрической системой, и считает, что энергетическая безопасность Европы сейчас, как никогда, является вопросом национальной безопасности. Вашингтон также продолжает поддерживать механизм встреч с участниками строительства EastMed в формате «3+1».

Кроме «Газпрома», для которого газопровод EastMed мог стать конкурентом его газопровода «Северный поток 2», радости от прекращения поддержки Вашингтона не скрывают и в Анкаре. Дело в том, что Турция очень хотела тоже участвовать в проекте EastMed, но получила отказ. Отношения Турции с Израилем в последнее время улучшились, а с Грецией и Республикой Кипр продолжают оставаться напряженными. Теперь у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана появилась надежда, что израильский газ в Европу пойдет, как он и хотел, через его страну.

Эксперты с самого начала сомневались в экономической целесообразности поставок газа в Европу по дну Средиземного моря, а также отмечали, что строительство газопровода EastMed Тель-Авивом, Никосией и Афинами является не только и, возможно, даже не столько экономическим проектом, сколько геополитическим и имеет выраженную антитурецкую направленность. Отношения Израиля с Грецией и Кипром в последние годы, по словам сотрудника Института по вопросам региональной внешней политики «Митвим» Гэбриеля Митчелла, стали очень теплые.