«Российская энергетика входит в мировой топ»

Ксения Клепча
19 января 2022, 13:02

Антон Бордюг о сегодняшнем и завтрашнем дне российской энергосистемы

из личного архива Антона Бордюг
Читайте Monocle.ru в

Энергетическая отрасль привлекает внимание ученых и философов-футуристов. Вопросы энергообеспечения не относятся к области праздного интереса, а напрямую влияют на государственную стабильность, развитие промышленности, деятельность учреждений социальной сферы. О настоящем и будущем энергетической отрасли, о возможностях, которые открываются для молодых специалистов и о роли личности в энергетике мы поговорили со специалистом по энергобезопасности, членом организации энергоаудитов России НП СЭО «СпецЭнергоАудит» Антоном Бордюг. Он является одним из самых известных молодых энергетиков России, имеет статус электролаборатории с пятой группой допуска, работает с сотнями заказчиков в разных регионах страны, занимается разработкой и внедряет на практике инициативы, которые могут стать новой нормой в национальной электроэнергетике.

— Как быстро сегодня меняется отрасль электроэнергетики? Насколько сложно быть востребованным и успешным?

— Честно говоря, когда в школьные годы впервые задумался о том, чтобы связать свою жизнь с энергетикой, я не мог себе представить, насколько быстро будет развиваться наша отрасль. Динамичное развитие электроэнергетики подталкивает меня динамично развиваться самому. Работа в этой области всегда держит меня в хорошей умственной и физической форме. Стремлюсь к тому, чтобы каждый день узнавать что-то новое. Хорошую базу мне дал Северо-Кавказский государственный технический университет (по первому образованию я инженер электроснабжения), возможности для дальнейшего развития появились благодаря второй специальности — «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Многое оборудование, особенно автоматика, производится за границей. Соответственно нормативно-техническая документация, инструкции — на английском языке. Когда ты изучаешь все документы, при необходимости обращаешься напрямую к производителю, — это очень удобно.  Я с трудом себе представляю, как сегодня можно быть действительно профессиональным и востребованным техническим специалистом, не владея иностранным языком. Взаимодействие в зарубежных командировках также проходит на английском. Я работал в области электроэнергетики в США, был координатором взаимодействия с немецкой компанией-разработчиком, совместно работал с зарубежными экспертами на месторождение им. В. Филановского (ЛУКОЙЛ) в Каспийском море. Это колоссальный опыт, который пригождается мне каждый день.

Мне повезло, я из тех, кто нашел в энергетике источник вдохновения. Меня действительно вдохновляет возможность видеть новое технологически сложное оборудование, изучать документацию и схемы, бывать в новых местах, и, конечно же, знакомится с новыми людьми из этой отрасли. Желание узнавать новое, всегда берет верх над усталостью, нехваткой времени, а иногда и просто — желанием полениться.

Именно электроэнергетика дала мне возможность ощутить себя частью Чемпионата мира по футболу FIFA World Cup 2018. На территории Краснодарского края проводились 6 матчей. Я принимал участие в обеспечении электробезопасности стадиона: проверял энергосистемы, вспомогательное оборудование, средства индивидуальной защиты, диэлектрический инструмент, системы резервного питания, проводил профилактические пуски электрооборудования, моделировал аварийные ситуации и выход из них, проверял действия оперативно-ремонтного персонала в различных режимах работы электрооборудования. Когда обычный человек, сидя на стадионе или у экрана телевизора, смотрел матч и думал только о футболе, я смотрел на поле и был абсолютно спокоен за тысячи болельщиков на трибунах.

Вдохновение берется от мысли о важности электроэнергетики в нашей жизни и от ответственности, которую несут люди, работающие в этой области, от ответственности, которую я несу, ведь цена ошибки в энергетике чрезвычайно высока.

— Все-таки, электроэнергетика — это сфера стратегических интересов государства, в этой области переплетены интересы национальной безопасности, крупных корпораций, конечных потребителей. Может ли один специалист вносить значимые изменения? Насколько сложно не затеряться молодому энергетику в четкой структуре функций и должностей?

— Интересный, конечно, вопрос. Мне кажется, что если не все, то очень многое зависит от установки конкретного человека, позиции, которую он занимает по отношению к миру. Если изначально верить, что все вокруг предопределено и от тебя ничего не зависит, то ровно такой результат и будет. Отрасль делают люди. Я сразу решил, что мне гораздо интереснее менять мир вокруг себя, улучшать процессы, искать новые технические решения. Делать это можно абсолютно по-разному. Например, через просвещение потребителей: я провел сотни аудиторских проверок электросистем предприятий и организаций и мне было важно не просто выдать заключение, а объяснить, подсказать, как сделать лучше, создать условия для более безопасного и эффективного потребления энергии. Можно менять подходы на законодательном уровне. Мне удалось скорректировать расчеты и методику оценки потенциала, направленного на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Даже регистрация в статусе электролаборатории с допуском свыше 1000 В — это была попытка доказать себе, что могу действительно качественно выполнять свою работу. Сейчас, подтвердив в Ростехнадзоре владением методиками на почти 50 измерений, обладая необходимым оборудованием, я спокойно выезжаю на каждый новый объект, принимая новые вызовы с азартом и интересом.

Важной вехой в моем профессиональном развитии стало участие в создании информационной диспетчерской сети, охватывающей порядка 2000 различных потребителей электроэнергии (заводы, госучреждения, учреждения здравоохранения и образования, жилые дома) в десятках городов России. Благодаря сотрудничеству с НПО «Энергострой» я стал одним из исполнителей правительственной инвестиционной программы по масштабной модернизации энергетического хозяйства «Ставрополькоммунэлектро» на 2015 – 2021 годы с общим объемом финансирования более одного миллиарда рублей. Нам удалось сократить потери электроэнергии с 45 % до 23 % (а на некоторых наиболее перегруженных подстанциях с 79 % до 25 %), улучшить качество электросетей, снизить нагрузку на трансформаторы, создать автоматизированную систему контроля энергоресурсов с диспетчерскими пунктами в различных населенных пунктах, объединяющую тысячи приборов учета. Национальная энергосистема стала надежней (заменено 75 километров линий), технологичной (создано 32 автоматизированных диспетчерских пункта). Наверное, это именно то, ради чего энергетики приходят в профессию! Мы же романтики, мы мечтаем и работаем ради благополучия всех людей вокруг.

— В профессиональных кругах ваше имя чаще всего связывается с разработкой электролаборатории на базе вертолета Ми-2. Что может дать отрасли повсеместное внедрение авиаэлектролабораторий?

— Я уже несколько лет не только разрабатываю, но и активно применяю на практике блок-модульную электролабораторию на борту Ми-2. Для такой страны как Россия, где большие расстояния, различные климатические условия, транспортная доступность, плотность населения, применение авиации в энергетике — это не блажь, а острейшая необходимость.

Наиболее яркими примерами применения крылатой лаборатории стали устранение аварий на кабельной трассе горно-обогатительного комбината в высокогорьях Кавказа, строительство канатных дорог на горнолыжном курорте. Оперативность и многофункциональность являются неоспоримыми плюсами проекта. Конечно, стоимость использования авиации высока, но она гораздо ниже применения других технических средств или полной остановки оборудования в случае аварии.

Думая о дальнейшем серийном производстве, я остановился на модульной компоновке лаборатории. Это позволяет обеспечить взаимозаменяемость оборудования, то есть воздушное судно становится многоцелевым. Переоборудование для проведения испытаний и измерений или для ремонта и установки кабельных муфт или техобслуживания подстанций занимает от десяти минут до двух часов, что очень удобно при решении оперативных задач.

— Безусловно, массовое внедрение малой авиации даст новые возможности для развития энергетики. А что можно в целом сказать о состоянии российского энергокомплекса? Мы отстаем, опережаем?

— Как и в любой сложной системе, в энергокомплексе России есть свои плюсы и минусы. Общее состояние можно оценить как хорошее. Ветхое оборудование модернизируется или заменяется на новое при необходимости. Строятся новые линии электропередач, станции и подстанции, на реках реализуется проекты РусГидро по возведению небольших гидроэлектростанций. Конечно, хотелось бы увеличить процент альтернативных источников генерации энергии и увеличить разработку и выпуск продукции по отечественным технологиям, а также увеличить количество молодых кадров в энергетике. Я считаю, что популяризация энергетической отрасли должна быть отдельным направлением государственной программы. Талантливая молодежь сегодня очень часто даже не рассматривает энергетику как сферу профессиональной реализации, а зря! Работая на различных объектах, я понимаю, как сильно их ждут и насколько они нужны отрасти. Российская энергетика входит в мировой топ. Хоть наш энергокомплекс и проигрывает в гибкости энергосистемам некоторых стран, он выигрывает в надежности и стабильности работы. А это очень важно!