Российский бизнес без лишнего шума скупает западный

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
19 января 2022, 11:46

Объем сделок по покупке российскими юрлицами иностранных компаний в 2021 году достиг шестилетнего максимума.

Коллаж: Тамара Ларина

Согласно отчету международной аналитической компании Refinitiv, объем сделок по покупке российскими юрлицами иностранных компаний достиг шестилетнего максимума — 7, 2 млрд долларов. При этом, пишет «Прайм» со ссылкой на текст исследования, рынок слияний и поглощений в самой России в прошлом году сократился в 1,4 раза по сравнению с 2020 годом.

«Объем сделок по покупке иностранных компаний российскими достиг самого высокого уровня за последние шесть лет, составив 7,2 млрд долларов», — говорится в отчете. За прошлый год показатель вырос почти в 11 раз. В то же время объем сделок слияния и поглощения с иностранными компаниями, покупающими российские организации, снизился на 35%, до 8,7 млрд долларов за весь 2021 год.

Инвестиции за рубеж происходят по-тихому

К сожалению, констатирует управляющий партнер KCG Анастасия Кучерена, наши соотечественники не слишком любят делиться информацией о своих инвестициях в бизнес за границей. Поэтому в течение долгого времени создавалось впечатление, что богатые русские покупают на западе только спортивные клубы или доли в них: «Челси», «Арсенал», «Монако», «Бруклин нетс», «Шальке 04» — все это на слуху даже для тех, кто не особо интересуется спортом, потому что для гламурной России нулевых было формулой успеха и престижа.

«Потом мы узнали, что русские бизнесмены полюбили оффшоры, но бизнесом это назвать можно только с натяжкой, потому что бизнес-активы работают как раз в других странах, а оффшор — просто способ оптимизации налогов — или, по-простому, ухода от них», — говорит эксперт.

В реальности все гораздо прозаичнее, поясняет Кучерена. Главные иностранные объекты приобретений — европейские компании топливно-энергетического комплекса. А главные покупатели — «Газпром» и «Лукойл». В первом случае речь фактически идет о государстве. Почему Европа? Ответ тоже прост и очевиден. Законы США сильно усложняют покупку активов в этой стране иностранными компаниями, не говоря уж о государствах, а Азия для инвестиций еще не слишком стабильна.

Кроме ТЭКа, продолжает Кучерена, россиян интересует логистика, но и тут крупнейший покупатель — государственное «РЖД». Успехом пользуется также трейдинговый рынок — удобрения, углеводороды. География обширна — от Германии до Латвии. В последнее время популярностью стала пользоваться Африка, но открытые данные найти сложно, поэтому приходится ссылаться только на публикации СМИ, которые утверждают, что в этом случае речь идет уже о покупке целых государств со всей инфраструктурой. В любом случае, повторяет аналитик, большие деньги любят тишину — особенно когда речь идет о фактически государственных вложениях в стабильную, но все же иностранную экономику.

В 2021 году отток капитала из России заметно усилился и составил 72 млрд долларов. Часть этих средств (около половины) была оформлена как прямые иностранные инвестиции компаний небанковского сектора. Однако, поскольку экономический смысл таких операций — вывод заработанной в России прибыли в менее рискованные юрисдикции, а централизованный учёт прямых инвестиций по секторам не ведётся, то и определить их направленность не представляется возможным, подтверждает советник гендиректора «Открытие Инвестиции» по макроэкономике Сергей Хестанов.

Расширение бизнеса на запад — логичное развитие событий

В большинстве своем в прошлом году заключались сделки по выкупу долей иностранных компаний в совместных предприятиях, поэтому показатель российских инвестиций в иностранные компании вырос столь серьезно, отмечает, в свою очередь, сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. В основном это касалось нефтегазовой отрасли, где ряд европейских добытчиков в рамках ESG-политики избавлялись от активов, которые меньше всего подходили под штамп «зеленых».

Помимо этого, продолжает эксперт, недродобытчики выкупали доли в СП в Африке, причем это касается добычи как нефти, так металлов или драгоценных камней. Но были и другие кейсы: к примеру, расширение экспансии компании «Технониколь» на европейский и, в особенности, итальянский рынок, которая продолжается с 2013 года. В целом, нет ничего необычного в том, что после максимально депрессивного 2020 года рынок слияний и поглощений, в том числе покупка зарубежных компаний российскими, серьезно вырос.

Такую же тенденцию по консолидации отраслей можно наблюдать и в Европе, и в США — какие-то холдинги не выдержали пандемию, где-то запустились перспективные стартапы, в некоторых случаях крупные компании пользуются наличием свободных средств и покупают менее масштабных игроков, или приобретают фирмы из других отраслей для расширения бизнеса. Мотивация у таких сделок всегда одна — инвестиции с целью дальнейшего извлечения максимальной прибыли.

Для российских компаний, с учетом дешевеющего рубля, иностранный рынок, как американский, так и европейский, сейчас представляется крайне интересным, говорит Николай Переславский. Поэтому постепенное расширение на Запад для распространения своей продукции видится вполне логичным развитием бизнеса. В то же время российский рынок ввиду нарастающей напряженности становится менее привлекателен для иностранных инвесторов, даже несмотря на маржинальность бизнеса, поэтому количество сделок по покупке российских предприятий за прошлый год снизилось.