Политес…
Госсекретарь Соединенных Штатов Энтони Блинкен проводит большое европейское турне. Начал он его с Украины, – и, на первый взгляд, визит прошел без особых сюрпризов и достижений. Много громких слов, много угроз в адрес России, много фотосессий – обычное посещение любого американского чиновника рангом выше замгоссекретаря Киева. Да и цель, в общем-то, обычная – по словам Блинкена, он прибыл «в первую очередь для того, чтобы подтвердить поддержку Украины, которая столкнулась с агрессией России». Однако у госсекретаря Соединенных Штатов нет времени для того, чтобы кататься «для подтверждения поддержки». На самом деле перед Блинкеном стоял ряд важных задач, которые он должен был реализовать.
Во-первых, соблюсти важный ритуал перед финальной частью визита – переговорами с Сергеем Лавровым в Женеве. Переговоры ожидаются непростыми, но (даже на фоне заявлений Блинкена о том, что письменных ответов на сделанные Москвой ранее предложения он российскому министру не везет) не исключено, что они окажутся конструктивными. Что Россия и США о чем-то договорятся – в том числе и по Украине. При этом Соединенные Штаты оказываются в сложном положении. Они понимают, что компромисс по Украине может быть достигнут только в отсутствии за столом деструктивного украинского представителя (который, в частности, обнуляет любую эффективность Нормандских встреч) – однако, с другой стороны, Вашингтон много раз говорил о том, что не собирается вести никакие переговоры об украинских вопросах за спиной Киева. То есть вроде как теоретически признает украинский суверенитет и субъектность.
Выходом из этой ситуации и может стать визит Блинкена. США скажут, что в ходе этого визита они проговорили с президентом Владимиром Зеленским и министром иностранных дел Дмитрием Кулебой свою позицию по ключевым вопросам, связанным с Украиной. И уже вроде как от лица Киева будут в Женеве вести переговоры с Москвой. «Госсекретарь подтвердил свою поддержку дипломатии как единственному ответственному пути продвижения вперед, и что никаких предметных дискуссий по Украине не будет без Украины», - говорится в заявлении Госдепа. «Наша встреча еще раз подчеркивает мощную поддержку нашей независимости и суверенитета со стороны Соединенных Штатов Америки и подтверждает фундаментальный принцип, что никакие решения по Украине не принимаются без Украины», - радуется Зеленский, тем самым соглашаясь с поставленной Соединенными Штатами галочкой. Собственно, большего «участия» в американо-украинских переговорах американцы ему давать не намерены.
Однако проблема в том, что Зеленский может это участие организовать. Дело в том, что Киев (поддерживаемый частью западных элит) категорически не заинтересован в любом прогрессе на российско-американских переговорах и вполне может их сорвать.
…и дрессировка
Да, кому-то это покажется невероятным – ведь в СМИ и экспертном сообществе распространена точка зрения о подчиненности Украины Соединённым Штатам. «Отношения США и Украины – это дружба императора с вассалом, который довольствуется своей приниженной ролью ради того, чтобы получать экономическую, политическую и военную поддержку. Украина делает все для того, чтобы понравиться Америке. Она думает, что, вступая в роль "фронтового" государства, она выигрывает в глазах США», - говорит политолог Александр Рар.
Но этот тезис не совсем верен. Во-первых, Киев подчинен лишь в тех вопросах, которые не касаются основ нынешнего украинского режима. По вопросу борьбы с коррупцией и олигархатом Украина не подчиняется американским указаниям – и не хочет подчиняться по вопросу войны и мира. Украинский режим выступает в роли «фронтового государства» не только потому, что хочет понравиться Соединенным Штатам – он просто не способен играть никакую иную роль. В этом плане сделка между РФ и США, выработка ими правил игры на украинском поле может стать экзистенциальной угрозой для украинского режима – а значит режим заинтересован в ее срыве. В том числе и через военную провокацию. «Согласно нашим разведданным, Украина подготовила несколько диверсионных групп при помощи иностранных специалистов, и их цель сейчас — это те населенные пункты, которые находятся вдоль линии соприкосновения, включая и Горловку, и Донецк, и Докучаевск», - заявил глава ДНР Денис Пушилин. Схема провокации очень проста: удар по ДНР/ЛНР – ответный ввод российских войск в ДНР/ЛНР для защиты граждан РФ – вой украинского режима о вторжении России на территорию Украины.
Американцы же в таком сценарии не заинтересованы. Байден может сколько угодно угрожать введением тотальных санкций против Москвы – но он понимает, что эти санкции по-настоящему переведут Россию в разряд американских врагов и ударят по интересам США. Поэтому одно дело – наказывать Владимира Путина за его целенаправленные действия по оккупации Украины, а другое – рвать отношения с Россией просто потому, что Украина решила устроить маленькую провокацию на Донбассе. Поэтому Блинкен, по всей видимости, строго объяснял украинскому руководству, что устраивать эту провокацию не стоит.
Ну а для того, чтобы эти слова были лучше усвоены, госсекретарь продемонстрировал режиму Владимира Зеленского пряник и кнут. Поощрением стал бонус за хорошее поведение – Энтони Блинкен заявил о выделении Украине в 2022 году 300 миллионов долларов «для решения экономических вызовов». Особенно вкусным этот бонус будет в том случае, если его выделят «живыми» деньгами. Кнутом же стала демонстрация возможности вмешательства во внутриукраинскую борьбу за власть – Энтони Блинкен пусть очень аккуратно, но поддержал Петра Порошенко, которого сейчас Зеленский пытается посадить. И поддержал теми словами, которые Порошенко использует для дискредитации действий президента. «Украина должна избегать любых действий, которые помогут циничным усилиям России. Не позволяйте Москве разделить вас. Это означает, что лидеры внутри украинского правительства и за его пределами должны отбросить свои разногласия в пользу общего национального интереса и работать вместе, чтобы подготовиться к тяжелым дням», - заявил Блинкен.
Естественно, степень дальнейшей поддержки Порошенко со стороны США будет зависеть от степени послушания и хорошего поведения Владимира Зеленского. Ну и, конечно, от степени его понятливости.