"Это может стать крупнейшей утратой богатства в истории США"

Глеб Баранов
обозреватель Monocle.ru
21 января 2022, 09:00

После попытки разворота американские индексы вновь обрушились. Nasdaq Composite упал уже на 7-месячный минимум. Но это еще не все. Знаменитый точностью предсказаний инвестор Джереми Грэнтэм говорит, что начался исторический обвал акций – даже ФРС не предотвратит падение S&P 500 почти на 50%.

Zuma\TASS
Читайте Monocle.ru в

Это была хорошая попытка. Утром, последовавшим за падением в среду, американские технологические акции бурно пошли вверх. Уже через пару часов Nasdaq Composite был более чем на 2% выше предыдущего закрытия. Подскочили и другие индексы. Кому-то даже показалось, что наступил долгожданный разворот – очень уж мощным выглядел рост.

Многие увидели в этом реакцию на пессимистичные данные по безработице: число заявок на пособия взлетело до максимального уровня с октября, сильно превысив прогнозы. В ожидании подъема ставки ФРС для экономических данных, как известно, действует правило, «чем хуже, тем лучше»: а вдруг регулятор одумается?

«Всплеск заявок на пособие по безработице и падение продаж жилья привели к некоторому снижению доходности 10-летних облигаций, что может отражать определенное снижение степени ужесточения политики ФРС, что, безусловно, ослабляет спекуляции о повышении ставки на 50 б.п. в марте, — заявила CNBC главный экономист по США Oxford Economics Кэти Бостанчич. – Нас ждут более волатильные рынки из-за повышенной неопределенности, связанной с перспективами экономики, инфляции и процентных ставок».

Вот только снижение воспринимаемой срочным рынком вероятности повышения ставки в марте было, согласно CME FedWatch Tool, не слишком велико (с 99,9% предыдущим утром до 97%). Но шансы на подъем на 50 б.п. снизились лишь с 6% до 5,4%. Разворот рынка в таких условиях был бы странным исходом. Хотя призывы покупать подешевевшие акции и звучали, на подобных новостях логичнее закрывать короткие позиции, чем начинать массированные закупки.

Был и более технический взгляд на вещи. Накануне, Nasdaq закрылся на «территории коррекции» - ниже отметки «минус 10% от максимума». «В каждый из последних семи раз, когда Nasdaq входил на территорию коррекции, он восстанавливался на следующий день», - сообщал Barron’s. Все комментаторы были правы. Но именно в отношении роста акций в четверг – лишь в течение нескольких часов. И ведь все равно не поспоришь, факт же: семь раз восстанавливался.

Уже через три часа после начала восьмой попытки акции пошли вниз, а в последний час они вышли в отрицательную зону, где еще и ускорились. В итоге Nasdaq Composite закрыл день падением на 1,3%, S&P 500 – на 1,1%, а Dow Jones – 0,89%. И, как и в предыдущие дни, в значительной степени разница в динамике индексов определялась долей в них технологических акций. То, что поначалу казалось их скупкой, оказалось прелюдией перед новой волной распродаж.

Nasdaq Composite откатился уже до уровня 21 июня 2021 года, потеряв все достижения последних 7 месяцев. Его локальный минимум был в четверг на 12,8% ниже исторического максимума. И на трибуну встали вестники апокалипсиса.

Инвестор Джереми Грэнтэм знаменит своими точными предсказаниями взрывов пузырей: на его счету Япония конца 1980-х, доткомы конца 1990-х и ипотечный кризис конца нулевых. В четверг, когда еще шел бурный отскок, была опубликована его заметка, где он описывает акции США, как находящиеся в «супер-пузыре», входящем в четверку крупнейших за последнее столетие.

И точно так же, как это было во время краха 1929 года, обвала доткомов в 2000 году и кризиса 2008 года, этот пузырь лопнет, вернув индексы к статистическим нормам, а возможно, и ниже, уверен он. Собственно этот исторический обвал уже идет. Грэнтэм полагает, что для индекса S&P 500 взрыв пузыря будет означать падение примерно на 45% по сравнению с закрытием в среду и на 48% по сравнению с пиком 4 января – до уровня 2500.

Сам же кризис сможет соперничать с последствиями двойного обвала японских акций и недвижимости в конце 1980-х годов. В супер-пузыре, на его взгляд, – не только акции, но и облигации, а «самый обширный и самый экстремальный» – в мировой недвижимости. Есть еще «зарождающийся пузырь» в сырьевых товарах. По его подсчетам, даже без полного возврата к статистическим трендам потери только в США достигнут $35 трлн. «Когда пессимизм вернется на рынки, мы столкнемся с самой большой потенциальной уценкой воспринимаемого богатства в истории США», – заявил Джереми Грэнтэм.