В среду за несколько часов до момента, когда цена барреля нефти Brent впервые с октября 2014 года превысила $90, Джереми Грэнтэм дал интервью Bloomberg. 83-летний глава GMO, управляющей $65 млрд, знаменит своими точными предсказаниями взрыва «пузырей» в Японии конца 1980-х, доткомов в 1990-х и ипотечного в 2000-х. Но, как и у всякого живого человека, случались у него и осечки. И было бы очень неплохо, если бы это интервью оказалось в их числе.
Период «златовласки» последних 25 лет завершается, заявил Джереми Грэнтэм, миру необходимо готовиться к будущему — инфляции, замедлению экономического роста и нехватке рабочей силы. При этом «существует лишь ограниченное количество дешевой нефти, дешевого никеля, дешевой меди, и мы начинаем приближаться к некоторым из этих границ».
«Изменение климата сопровождается сильными наводнениями, серьезными засухами и повышением температуры — ничто из этого не облегчает ведение сельского хозяйства, - отметил он. — Итак, мы будем жить в мире узких мест, дефицита и повсеместных скачков цен».
Все это неизбежно, считает Грэнтэм, поскольку на фоне нехватки сырья уходят на пенсию бэби-бумеры, а рождаемость снижается. При этом развивающиеся рынки взрослеют, а геополитическая напряженность обостряется. Все эти тенденции формировались десятилетиями и их почти невозможно остановить.
Суперпузырь же — симптом склонности человечества жить не по средствам: спрос на легкие деньги, который взвинтил цены на активы и тем самым усугубил неравенство, теперь сказывается на экономике. Точно так же рост прошлого века в погоне за все более высоким уровнем жизни привел к истощению почв, отравлению экосистем и изменению климата, сказал он. «Мы просто вышли далеко за рамки долгосрочных возможностей планеты справиться с нами, — сказал он. — Природа начинает давать сбои. И если мы не исправим это, мы тоже начнем терпеть неудачи».
Пузырь на рынках уже сдувается, но, конечно, всегда есть возможность не продавать (если, конечно, акции не куплены с большим плечом).
Однако те, кто ранее выдержал прошлые подобные крахи, напоминает Грэнтэм, пережили очень мучительный и долгий период ожидания возмещения своих потерь. Это было 25 лет в случае с Dow Jones Industrial Average в 1929 году, почти 15 лет в случае с Nasdaq Composite в 2000 году и 5,5 лет для S&P 500 в 2007 году.
На самом деле, здесь он несколько сгустил краски, поскольку говорит о восстановлении лишь индексов. Например, в случае с крахом 1929 года с учетом реинвестирования дивидендов инвестор вышел бы в ноль во времена 2-й мировой войны. Однако и это означает, что до возмещения потерь дожили отнюдь не все.
«Если вы думаете, что сможете выдержать это 10, 20 или даже 30 лет, ради бога, — сказал Грэнтэм. — Но история говорит, что многие из вас этого не выдержат».