Эксперт: «маркировка консервов — первый акт большой пьесы под названием “российская рыба”»

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
26 января 2022, 14:56

Правительство обяжет производителей начать маркировать средствами идентификации мясные, овощные и фруктовые консервы. Это вынужденная мера, но заплатят за нее потребители.

Коллаж: Тамара Ларина

Министерство промышленности и торговли РФ предлагает ввести в России маркировку мясных, овощных и фруктовых консервов с 1 мая 2022 года. При этом рыбные консервы предлагается маркировать средствами идентификации уже с апреля. Соответствующие проекты постановлений правительства опубликованы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Изначально маркировка указанных товаров будет проводиться в виде эксперимента. С рыбными консервами планируется экспериментировать с 1 апреля 2022 года по 28 февраля 2023 года, с мясными, овощными и фруктовми — с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года. Оператором системы маркировки в рамках эксперимента выступит Центр развития перспективных технологий.

Кстати, в те же сроки Минпромторг предлагает провести эксперимент по маркировке средствами идентификации кормов для домашних животных (за исключением сельскохозяйственных), расфасованных в потребительскую упаковку.

К 2024 году в России планируется создать единую систему маркировки товаров, призванную ликвидировать теневой оборот продукции. Маркировка уже стала обязательной для лекарств, молочной продукции, табака, парфюмерии, меховых изделий, обуви и ряда других товаров. Также проводятся эксперименты по маркировке биологически активных добавок и антисептиков.

В настоящее время крупнейшей системой цифровой маркировки и прослеживания товаров является созданный 5 лет назад в форме государственно-частного партнёрства «Честный ЗНАК».

«История с маркировкой рыбных консервов является частью глобального плана по наведению порядка в отрасли», — высказала мнение «Эксперту» управляющий партнер KCG Анастасия Кучерена. По ее словам, руки у государства не доходили до рыбы последние 30 лет, пока в Федеральном агентстве по рыболовству дорабатывали свое бывшие приморские губернаторы от Наздратенко до Тарасенко.

Теперь, считает эксперт, Председатель Правительства Михаил Мишустин, который славится любовью к наведению порядку везде и во всем, добрался и до рыбы. «Уверена, что маркировка консервов — это первый акт большой пьесы под названием российская рыба. Остается только догадываться какие бездны откроются при попытке навести порядок в этой отрасли, которая давно стала синонимом коррупции. Остается только пожелать удачи Михаилу Мишустину на этом непростом пути. А всем нам, потребителям, надеяться, что отрасль не отреагирует повышением цен, по крайней мере в долгосрочной перспективе», — подчеркнула Анастасия Кучерена.

Однако любая маркировка — это дополнительные и незапланированные расходы производителя, указал, комментируя ситуацию для «Эксперта», Алексей Матюхов, управляющий партнер BMS Group. Они, так или иначе, окажутся в цене конечного продукта. Например, исходя из опыта, касающегося молочной продукции, цены в рознице способны вырасти на 5-7% после введения обязательной маркировки товара, еще 3-5% могут добавить «сверху» розничные сети, которые обычно очень чувствительны к перепадам ценовой конъюнктуры.

Впрочем, полагает эксперт, в самой по себе маркировке товара нет ничего плохого. Напротив, маркировка позволяет избежать поддельных продуктов, отследить происхождение товара и его путь и подтвердить качество. Как полагает Алексей Матюхов, с течением времени вообще вся пищевая продукция будет промаркирована.

«На данный момент на рынке консервированной продукции есть множество нелегальных продавцов, — рассказал «Эксперту» Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России». — Именно для того, чтобы убрать их с рынка, государство вынуждено вводить маркировку». При этом, указывает эксперт, маркировка уже стала реальностью, ничего нового в этой практике нет, компании вполне справляются с ее введением. В дальнейшем планируется создать единую систему маркировки товаров, что приведёт к очищению рынка от теневого оборота продукции.