Производство дорожно-строительной техники (ДСТ) в России в ушедшем году выросло на 28% в денежном выражении и достигло отметки в 56,1 млрд руб., подсчитали в Российской ассоциации производителей специализированной техники «Росспецмаш», которая объединяет ведущих российских производителей ДСТ. По предварительным данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), 2021 год для продавцов ДСТ также оказался удачным: по итогам первых девяти месяцев ушедшего года рынок вырос на 46% до 15,4 тыс. штук. Больше всего в ушедшем году в количественном выражении выросли продажи кранов-трубоукладчиков (в 3,8 раза), мини-погрузчиков (на 57%), автогрейдеров (на 22%), гусеничных бульдозеров (на 16,6%), автокранов (на 13%), фронтальных погрузчиков (на 10%).
Развитие продаж ДСТ в России связано с развитием строительных проектов, при этом на рынке наблюдается дефицит спецтехники. «На повышение спроса на технику в прошлом году повлияли такие факторы, как быстрое восстановление экономики, реализация многочисленных строительных проектов, финансируемых правительством РФ, рост цен на полезные ископаемые, а также частичный перенос планов о закупке оборудования с 2020 года на 2021 год в связи с острой фазой пандемии коронавируса, -- говорит Антон Волков, руководитель группы по развитию бизнеса строительной техники Hitachi Construction Machinery Eurasia. -- Кроме того, высокий уровень инфляции и общий дефицит техники в России, возникший из-за последствий COVID-19, ускорили компании в принятии решений о приобретении машин. Таким образом, с одной стороны, в связи с запуском крупных строительных проектов потребители старались в срочном порядке купить оборудование, а с другой – из-за упомянутого дефицита производители не могли так оперативно удовлетворить возросший спрос».
Впрочем, на рынок ДСТ в настоящее время влияет и ряд существенных сдерживающих факторов, что, впрочем, не мешает его участникам смотреть на перспективы наступившего года скорее оптимистично. «Основными сдерживающими факторами роста рынка являлись логистические проблемы, дефицит машин, вызванный нехваткой компонентов и материалов, а также продолжающаяся пандемия COVID-19, -- отмечает Андрей Комов, генеральный директор Volvo Construction Equipment в России и СНГ. -- В 2022 году мы осторожно ожидаем продолжение положительной динамики. Рынку спецтехники и российской экономике нужно еще больше машин. Однако сложности, связанные со сбоем поставок компонентов, еще некоторое время будут присутствовать в нашей индустрии. Некоторые проблемы, такие как повышение цен на сталь и другие материалы, могут остаться надолго. Все это будет иметь сдерживающий эффект. В целом мы не ожидаем негативной динамики, если только регулятор не вернется к идее значительного повышения ставки утилизационного сбора».
При определенных условиях в 2022 году продажи ДСТ в России могут увеличиться на внушительные 20%. «Мы надеемся, что в этом году российский рынок спецтехники вырастет примерно на 15-25% по сравнению с 2021-м. Однако ситуация в отрасли остаётся нестабильной и может довольно резко измениться, -- прогнозирует Пётр Плаунов, региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток). -- Прошлый год был довольно успешным – российский рынок спецтехники показал существенный рост. Нам удалось увеличить продажи дорожно-строительной техники на 45% по сравнению с 2020-м и добиться рекордных объёмов реализации машин, превысив показатели 2012 года. Повышенный спрос на технику в прошлом году был обусловлен такими факторами, как активное развитие строительной отрасли и растущий уровень инфляции. Дефицит спецтехники в России, вызванный в основном нехваткой электронных компонентов и логистическими проблемами, продолжается до сих пор. Производители техники по-прежнему не могут полностью удовлетворить высокий спрос, который мы сейчас наблюдаем на рынке».