Государство в 2021 году стало демонстрировать курс на решение проблем экономики путём искусственного регулирования цен на отдельные товары при одновременной стимуляции роста стоимости производства — стоимость денег, энергоносителей увеличивается. Однако эксперты полагают, что искусственное регулирование цен — не лучшее решение.
«Рост цен на недвижимость уже «отыграл» рост стоимости стройматериалов, который произошел в 2020-21 годах, вследствие карантинных мер, когда рост металла, древесины составлял до 50%. При этом застройщики подняли цены на 30-40 % только за 2021 год. Рост цен на цемент стал не настолько критичным, как рост цен на другие стройматериалы: за два года (2020 — 2021 гг.) цемент вырос на 7,5% при этом объем производства вырос на 8%», — комментирует ситуацию к.э.н., доцент кафедры Национальной экономики РУДН Сергей Зайнуллин.
Эксперт поясняет, что основной объективной причиной подорожания материалов стали проблемы с логистикой, возникшие, как следствие запретов и ограничений.
Кроме того, ресурсы из земли нужно извлечь, довезти до предприятий, обработать, а затем доставить продукцию до конечного потребителя, то есть, застройщиков. А это топливо, смазочные материалы, сам транспорт, тара, химикаты для обработки, электроэнергия и многое-многое другое. И, к примеру, моторные масла только за 2020 год подорожали как минимум на 40%, полипропиленовая упаковка прибавила 60%, поддоны — 70-80%, химическая продукция — 80%. Не говоря уже о том, что оборудование и транспорт требуют регулярного ремонта, если не модернизации, что тоже стоит денег.
«Проблемы производства цемента и других стройматериалов такие же как и у других отраслей промышленности — отсутствие защиты внутреннего рынка и помощи в продвижении на внешние рынки со стороны государства, отсутствие реально действующих программ инвестирования в развитие промышленности. К сожалению экономический блок предпочитает вкладываться во что угодно: в американские, европейские ценные бумаги, в поддержку организаций, которые вредят России — МОК, ВТО, ПАСЕ и т.д., но только не в российскую промышленность», — говорит Сергей Зайнуллин.
«Искусственным ограничением цен на стройматериалы кардинально решить проблемы всей строительной отрасли, конечно же, не получится. Для развития производства стройматериалов, создания новых заводов и модернизации действующих необходимо и создание благоприятных условий для инвестиций, и обеспечение масштабного стабильного спроса на продукцию», — добавляет аналитик ИКСИ Наталья Чуркина.
Модернизация и спрос
Однако для обеспечения тех самых благоприятных условий нужны адекватные объемы длинных кредитов. А этого не достичь без доступных ставок по ним. Но в ближайшей перспективе изменений на этом фронте в лучшую сторону не предвидится — правительство и Центробанк борются с инфляцией через повышение ключевой ставки.
На фоне этой праведной борьбы дорожают все заимствования, включая, кстати, и жилищные. Полная стоимость ипотечного кредита уже к концу 2021 года составила 13,2%, достигнув по данным бюро кредитных историй «Эквифакс» максимума 2014-2015 года. При этом покупательская способность граждан отнюдь не выросла.
«Промышленность, а за ней и строительство и другие отрасли могли бы поддержать защитные меры государства с одной стороны и самое главное, о чем говорил Президент, борьба с бедностью и повышение реальных доходов населения — с другой», — рассуждает Сергей Зайнуллин.
Так что отечественным стройкам заморозка может угрожать не из-за того, что песок просто лежа в земле дорожает, а потому, что не на что этот песок и остальные стройматериалы покупать.
Кредиты дороги, а эскроу-счета не пополняются, так как приобретать жилье под вновь выросшие проценты желающих нет.
«Для развития спроса на продукцию, надо развивать масштабное строительство и не только жилья», — рассуждает Наталья Чуркина, отмечая, что Россия в настоящее время испытывает, в частности, колоссальную потребность в развитии разного типа инфраструктуры, прежде всего, транспортной.
Верной дорогой
«Учитывая масштабы страны и объем накопившихся проблем, мы строим крайне мало. За последние пять лет (в 2020 году по сравнению с 2015 годом) эксплуатационная длина железных дорог общего пользования выросла лишь на 0,8%, а автодорог общего пользования — на 4,9%. Одновременно с этим качество дорог остается крайне низким — более половины (54,2% в 2020 году) протяженности региональных дорог из года в год не соответствует нормативным требованиям», — говорит аналитик ИКСИ, указывая на то, что развитию отрасли будет способствовать не только рост масштабов работ, но и переход на использование новых стройматериалов, отвечающих современным требованиям и международным стандартам.
Ответом на возникающие вызовы сразу по нескольким направлениям стало бы активное развитие строительства цементобетонных дорог в качестве альтернативы дорогам с асфальтобетонным покрытием. Ведь дороги с цементобетонным покрытием в 5-6 раз долговечнее асфальтобетонных, более экономичны с учетом всего жизненного цикла и более экологичны в эксплуатации.
Например, в США на долю бетонных дорог приходится около 30% межрегиональной сети автомагистралей, связывающих разные штаты между собой, в Германии дороги с бетонным покрытием составляют около четверти сети автомагистралей с интенсивным движением.
«В России же бетонных дорог пока крайне мало — по разным оценкам лишь 1-2% от протяженности всех дорог в стране. При этом почти все они были построены 50-70 лет назад, — говорит Чуркина, — Строительство же цементобетонных дорог могло бы способствовать и развитию производства цемента в России, объемы которого в даже в допандемийном 2019 году были на 16,5% ниже, чем, например, в 2014 г.».
Риски растут быстрее цен
В случае отсутствия вышеперечисленных факторов, российская строительная отрасль, да и государство в целом, могут столкнуться с проблемами, более серьезными, чем подорожание цемента, даже не дотягивающее до темпов роста инфляции. Мы можем, по сути, лишиться собственного цементного производства.
По данным Союза производителей цемента, в 2020 году на долю иностранных холдингов уже приходилось около 20% всего производства этого вида стройматериалов в мощностях ЕАЭС. И ничто не мешает международным компаниям нарастить эту долю — они как минимум могут позволить себе своевременную модернизацию производства, которая даст в том числе сокращение издержек. Тем временем предприятия, находящиеся в собственности российских компаний будут ветшать, закрываться. Люди, работающие на этих предприятиях, будут терять работу. Не самую высокооплачиваемую, но в некоторых городах — единственно возможную. Ведь цементные предприятия во многих уголках России по-прежнему являются градообразующими.
Такие социальные потрясения в стране, и без того потрепанной ковидом — далеко не лучший сценарий. Но в случае, если власти будут пытаться придержать одну отрасль ради другой, без оглядки на последствия, нельзя исключать и такой вариант развития событий.