Скорее всего, криптовалюты получат «зеленый свет» в России, несмотря на запретительную позицию ЦБ, озвученную в начале текущей недели. Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко согласовал «дорожную карту» по криптовалютам на период до конца 2022 года.
Запретить нельзя разрешить
Как сообщает РБК со ссылкой на собственные источники и документ, имеющийся в распоряжении издания, разработкой «дорожной карты» занималась специальная межведомственная рабочая группа.
Ее участники проанализировали зарубежный опыт и выработали единое мнение, согласно которому инфраструктура крипторынка содержит как преимущества, так и определенные риски. Поэтому в отношении криптовалют, по коллегиальному мнению, целесообразно реализовать концепцию регуляторно-ограничительного режима, а не полного запрета.
Предлагаемый режим, помимо прочего, учитывает необходимость уточнения ряда положений, которые должны будут содержаться в профильных нормативно-правовых актах, регулирующих рынок криптовалют.
Например, доработаны должны быть предложения, касающиеся деятельности провайдеров услуг виртуальных активов, определен статус участников рынка и порядок их деятельности, а также выбран орган, который будет надзирать за данной сферой.
К концу 2022 года предлагается разработать механизмы регистрации и отчетности организаций, через которые проходит обращение виртуальных активов в России.
Ранее Банк России опубликовали документ, который представлен на рассмотрение общественности. В нем регулятор фактически ставит криптовалюту вне правового поля, говоря о значительных рисках ее существования. Фактически, ЦБ предложил запретить оборот криптовалют в нашей стране. «Дорожная карта» содержит более мягкие формулировки, но документ все же прописывает ответственность за преступления, связанные с оборотом цифровых валют.
Так, «их использование должно стать отягчающим обстоятельством при совершении преступлений, отнесенных к подследственности Следственного комитета». В документе также говорится о том, что нужно сформировать механизм проверки достоверности предоставляемых сведений о владении цифровыми валютами и доработать законопроект об информировании о фактах обладания цифровой валютой и операциях с ней.
В числе других задач — разработка методики оценки стоимости криптовалютных активов, актуализация классификаторов видов экономической деятельности (чтобы включить в их число оборот криптовалюты), а также проработка вопроса о том, применим ли к площадкам по обороту криптовалют 236-ФЗ о деятельности иностранных интернет-компаний. Он, в частности, предусматривает их «приземление» в РФ, то есть обязанность открыть в России филиал или создать юрлицо.
В подготовке документа участвовали представители Минфина, Минэкономразвития, Генпрокуратуры, Росфинмониторинга, ФСБ, МВД, ФНС, Минцифры и Банка России. По информации РосБизнесКонсалтинга, вошедшие в документ предложения поддержали все ведомства, кроме Центробанка. ЦБ ознакомился с проектом «дорожной карты» и направил свои предложения по ее доработке.
Россияне пока не хотят приобретать биткоины
Между тем, накануне Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные исследования об отношении россиян к операциям с криптовалютой.
Согласно итогам опроса, большинство россиян в той или иной степени слышали о биткоине или хорошо знают о нем: 64% и 17%, соответственно. Среди знакомых с этой криптовалютой россиян 42% полагают, что ее может купить любой желающий. 24% думают, что биткоины доступны ограниченному кругу лиц. А 15% уверены, что покупка биткоинов уже запрещена в России. 74% заявили, что ни они сами, ни их родные никогда не покупали криптовалюту. Противоположный опыт имеют 25% участвовавших в опросе.
Не хотят приобретать биткоины 81% опрошенных. Хотели бы купить криптовалюту 16%. 56% полагают, что покупка биткоина — это неудачное вложение. Носителем противоположного мнения являются 22% респондентов. При этом 38% россиян в целом согласны с мнением, что биткоины хорошо защищены, и их несколько сложнее украсть, чем невиртуальные деньги.
Таким образом, можно убедиться, что между восприятием криптовалюты в правительстве и в широких слоях общества существуют серьезные различия. Причем позиция Банка России ближе к «народной» точке зрения.
За бедную крипту замолвили слово
Президент союза «Евразийский бизнеса-альянс» Андрей Морозов оценивает озвученную правительством дорожную карту как «очень хорошую инициативу», поскольку она является альтернативой заявлениям Банка России.
По его словам, ЦБ вообще хотел бы запретить использование криптовалюты в России, однако президент страны ранее обратил внимание экспертного сообщества на то, что криптовалюты — это новые технологии, они уже зарекомендовали себя во всём мире, и нужно лишь отрегулировать эту сферу. Поэтому сейчас начался диалог между правительством и Центральным банком по регулированию криптовалют.
Соответственно, если правительство России утвердило дорожную карту по урегулированию криптовалют, то это является хорошей новостью для рынка. Как показывает практика, очень многие инвесторы и предприниматели, которые работают на международном рынке, прекрасно себя чувствуют в тех резиденциях, где официально урегулировано действия криптовалют.
«На сегодняшний день мы такое наблюдаем в Эстонии, ОАЭ, Гонконге, в ряде других стран. И если сейчас Россия тоже встанет именно на этот путь, на путь регулирования криптовалюты, то это будет позитивным сигналом для нашей экономики», — заявил «Эксперту» Андрей Морозов.
Криптовалюту поставят на карту
«Новая дорожная карта в этой сфере — очень правильный шаг в том плане, что, действительно, в нашей стране есть все преимущества для развития данной отрасли», — прокомментировал ситуацию «Эксперту» СЕО и основатель TalkBank Михаил Попов. Он считает, что в нашей стране хорошая школа инженеров, есть возможность обеспечения дешевой электроэнергией.
Много успешных проектов в крипто-индустрии связаны именно с российскими основателями, поэтому было бы странно полностью запрещать эту индустрию, учитывая, что мир постепенно переходит на блокчейн-технологии, на криптовалюты, эмитируемые центральными банками. И ограничить себя сейчас — это все равно, что отказываться от участия в спортивных соревнованиях, считая, что есть иной способ победить.
Сейчас криптотематика активизировалась, и, как полагает эксперт, во многом драйвером данного процесса стало то, что в случае усиления политических санкций начнутся сложности с международным валютным обменом. А развитие криптовалютной экономики при ее достаточно сильном влиянии позволяет проводить международные транзакции не только в долларе или евро, но и в криптовалютах в достаточно крупных объемах. Эти транзакции не зависят от санкции или в значительной степени нивелируют их действие.
Кроме того, по мнению эксперта, развитие данной индустрии сейчас позволит привлечь дополнительные инвестиции в российскую экономику, так как традиционные инвестиционные инструменты в условиях политического кризиса представляются слишком рискованными для инвесторов. А криптоактивы, являясь достаточно ликвидными и не привязанными к географии, наоборот, становятся привлекательными. Тем более, что спрос на легальную криптоиндустрию в мире все время растет, так как все больше компаний занимаются майнинговым обслуживанием и выпуском криптовалют, начинают принимать их к оплате.
Скоро предприятиям потребуются юрисдикции в странах, где существует понятная легальная конвертация криптовалют в фиатные или национальные валюты, для того чтобы полностью обеспечивать экономический оборот. В России, уверен Михаил Попов, нужно двигаться в сторону легализаций криптовалют и смежных технологии, сохраняя базовые принципы противодействия незаконным операциям. В частности — проведение идентификации участников, обеспечение возможности защиты своих активов и так далее.
Нужно выработать системный подход
Несмотря на то, что доля криптовалют в общем обороте финансовых активов в мире пока невелика (порядка 1% от общего их объема, по сведениям ЦБ РФ), а значимость этого достаточно молодого инструмента для обслуживания транзакций и того меньше, необходимость регулирования данного сегмента экономической жизни общества, очевидна, сообщил «Эксперту» преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий.
Связано это и с растущей популярностью данного инструмента среди инвесторов, и с тем потенциалом, который содержится в использовании принципов функционирования цифровых активов для развития IT-технологий. Запрос на выработку единых и понятных правил оборота криптоактивов существует не только со стороны государственных органов.
Институт частного финансового предпринимательства заинтересован в этом не меньше.
Инициатором широко обсуждения данной проблематики выступил Банк России. Предложения регулятора, носящие предельно жесткий характер, заставили подключиться к обсуждению и весь экономический блок правительства, и законодательную власть, и представителей бизнес-сообщества. В результате, подчеркнул эксперт, возобладало понимание того факта, что регулирование производства и обращения криптовалют, многогранно и требует комплексного подхода.
Запретительный характер предлагаемой Центробанком программы, обусловлен находящимся на поверхности данного явления очевидным негативом. С одной стороны, это значительные риски для частных инвесторов, связанные с тем, что оборот криптовалют оказался за рамками системы регулирования рынка ценных бумаг. Учитывая же, что порядка половины россиян, которые пришли на финансовые площадки, в той или иной степени уже стали участниками операций купли-продажи крипты, обеспокоенность регулятора становится вполне объяснимой, отметил Гожий.
Не менее (а, скорее всего, даже более) важным обстоятельством, по мнению эксперта, является угроза целостности денежной системы страны в результате использования цифровых инструментов в качестве суррогатных денег. Это нарушает монополию Центробанка на денежную эмиссию.
Несмотря на прямой законодательный запрет на использование криптоактивов в качестве средств платежа, реальных способов пресечь локализованное использования эти «частных денег» в обороте пока не выработано. И в этой ситуации Банк Росси предложил подход, фактически отказывающий криптовалюте в праве на существования в границах РФ. Такой подход вступает в противоречие и с законодательно закрепленным за цифровыми активами статусом «имущества», и со сложившимися экономическими реалиями.
Одновременно, констатирует эксперт, сектор производства и обращения криптовалют уже перестает быть продуктом разрозненной предпринимательской деятельности, постепенно трансформируясь в полноценный сектор единой хозяйственной системы. По некоторым оценкам, порядка 250-300 тысяч человек в нашей стране занято непосредственно производством крипты. Причем, по большей части, это весьма серьезные профессионалы в области IT-технологий.
Майнинговые фермы являются мощными потребителем энергоресурсов и выступают в качестве перспективных налогоплательщиков. «В этом смысле, регулирования требует не просто некий вид отдельных бизнес-инициатив, а целая нарождающаяся крипто-индустрия», — уверен Анатолий Гожий.
Возникновение и развитие новой отрасли хозяйства предполагает ее органичное встраивание в экономическую систему страны с учетом всех составляющих этого процесса: от регулирования тарифов на потребление электроэнергии до налогов.
«Конечно, абсурдно, что, осуществляя свою деятельность в качестве предприятий, майнинговые фермы пользуются всеми преимуществами “перекрестного субсидирования” потребления электричества», — добавил Анатолий Гожий. По его мнению, утверждение правительством дорожной карты по регулированию криптовалют, несомненно, поможет выработке единого системного подхода к решению данной проблемы.