Взрывной рост такой, казалось бы, экзотики, как рынок виртуальной недвижимости, вызван объявлением Facebook о переименовании в Meta, сделанным 28 октября, уверен CNBC. Новое имя символизирует объявленный технологическим гигантом переход к развитию метавселенной (постоянно действующему виртуальному пространству, где люди взаимодействуют друг с другом и с цифровыми объектами через аватары).
По данным MetaMetric Solutions, уже в ноябре 2021 года продажи недвижимости на четырех основных платформах метавселенной взлетели почти в девять раз — до $133 млн. По итогам года они составили $501 млн.
Январь завершился с результатом $85 млн (десятикратный рост в сравнении с тем же периодом прошлого года). Эта цифра, конечно, меньше достигнутой на пике, но стоит вспомнить, на каком фоне шел этот бум. Именно в ноябре начали сдуваться пузыри на многих рынках — от криптовалют до технологических акций. Январь стал для индексов Nasdaq и S&P 500 худшим месяцем с марта 2020 года, когда произошел обвал котировок из-за пандемии. И во многом такое падение было связано с ожиданием роста ставок ФРС.
Но метавселенная — это совсем новый рынок, который только начинает расти.
«Здесь есть большие риски, но и потенциально большие выгоды», — заявила CNBC Джанин Йорио, генеральный директор консалтинговой компании Republic Realm, инвестирующей в недвижимость в метавселенной.
Republic Realm заплатила рекордные $4,3 млн за «землю» на Sandbox — крупнейшей из платформ метавселенной. Она, в частности, разрабатывает 100 островов с собственными виллами и парком лодок и гидроциклов.
Некоторые из островов, проданных в первый день по $15000, уже выставлены на продажу за $100000 и выше.
Более десятка таких платформ сейчас продают подобную недвижимость, и число их быстро растет. Но пока основные продажи сосредоточены в «большой четверке»: Sandbox, Decentraland, Cryptovoxels и Somnium.
Вероятно, на темпах роста нового рынка все же скажется ужесточение денежно-кредитной политики ФРС. Каким бы перспективным он ни был, объем поступающих на него средств неизбежно завязан на наличие свободной ликвидности. И все равно, согласно отчету BrandEssence Market Research, рынок недвижимости в метавселенной ожидает с 2022-го по 2028 год рост в среднем темпе 31% годовых.
Для инвесторов же главный вопрос состоит в том, как определить стоимость актива, у которого почти нет прошлого, будущее туманно, а дефицит предложения создан искусственно, и неизвестно, надолго ли. Риски не ясны вообще. Короче, масса вопросов, сходных с теми, которые возникали на заре рынка криптовалют. До сих пор, кстати, несмотря на весь его рост, некоторые известные инвесторы не могут найти на эти вопросы достаточно корректные ответы. Кто-то видит во всем этом только пузыри и пирамиды, а кто-то — перспективы. В итоге долгосрочные прогнозы цены, например, биткоина колеблются от миллионов долларов до нуля.
Тем не менее, немало брендов — в том числе и очень известных — уже входят на новый рынок. Это не только Meta, но и, например, Nike, Amazon и Nvidia. Не говоря уж о множестве мелких компаний и частных инвесторов.
Кто-то скупает «землю», полагая, что в будущем ее цена будет зависеть от местоположения. Купить недорого участок на острове, который станет цифровым Манхэттеном, кажется заманчивой идеей. Кто-то считает, что «селиться» лучше поближе к знаменитостям. Хотя пока неясно, почему все это должно быть так важно в мире, где можно просто «телепортироваться». Не говоря уже о том, что этот мир может исчезнуть при одном повороте выключателя.
Мало кто сейчас помнит, но в не столь уж и давние времена — лет сорок назад — был такой анекдот:
— Скажите, можно ли заказать продукты по телефону?
— Да. Но получать будете по телевизору. И все дружно смеялись. Интересно, раздается ли теперь смех при обсуждении купли-продажи недвижимости, существующей только в виде набора единичек и ноликов?