Первое, что бросалось в глаза в открытой для прессы части беседы двух лидеров — это длинный стол, который разделял покашливавшего (видимо, не из-за ковида) венгерского премьера, и то, как с ним говорил Путин. Российский президент называл его на «ты», выражал сожаление о том, что из-за пандемии они встречаются впервые с 2019 года.
А Орбан пустился в воспоминания. «Первый раз мы встретились 13 лет назад. Это, получается, наша 13-я встреча… Получается, у нас с вами накопились за 13 лет самые значительные воспоминания о прошлом России и ЕС. И я, честно говоря, не планирую уходить. В апреле выборы, я собираюсь в них участвовать и выигрывать. Поэтому у меня обоснованные предположения, что мы будем с вами сотрудничать в течение долгих лет», — сказал он, прямо обозначив, таким образом, свой интерес в вояже в Москву.
В апреле в Венгрии предстоят парламентские выборы. Для Орбана они будут, возможно, самыми сложными с 2010 года, когда он стал премьер-министром страны. Впервые у его партии «Фидес» есть реальные шансы проиграть. Прежде разрозненные оппозиционные силы в кои-то веки объединились, согласились идти на выборы единым блоком и даже нашли в достаточной мере харизматичную фигуру, способную стать популярным премьером — Петера Марки-Зая. Именно на него делают ставку в руководстве ЕС, где от нынешнего венгерского лидера, имеющего особую позицию буквально по любому общеевропейскому вопросу, порядком устали. Марки-Зай не только откровенно пытается отбить у Орбана его избирателя — правоцентриста и умеренного консерватора — но и говорит о необходимости крутого разворота во внешней политике в сторону большего сотрудничества с союзниками по ЕС и НАТО.
Сейчас рейтинг «Фидес» и оппозиции примерно равен. Сторонники Орбана популярнее всего на пару процентов. Вот венгерский премьер и решил напомнить своему электорату о ключевом пункте своей идеологической позиции: Венгрия — для венгров, а не для евробюрократов из Брюсселя.
Орбану подыграл и Путин. В открытой части беседы он, констатируя, что будет работать с любым руководством Венгрии, тем не менее, всячески подчеркивал, что именно благодаря нынешнему премьеру сотрудничество двух стран динамично развивается. «Важно и то, что сегодня Венгрия покупает российский газ в пять раз дешевле, чем рыночная цена в Европе», — указал Путин, умышленно или нет повторив, таким образом, одно из предвыборных положений партии «Фидес». Она не устает напоминать, что, на фоне резких скачков цен на газ по всему ЕС, Венгрия выглядит оазисом дешевизны и стабильности расценок на «голубое топливо» для населения. Для России в данном случае венгерский пример — это еще и укор остальной Европе. Ведь, как подчеркнул Путин, Венгрия закупает газ по долгосрочным, а не краткосрочным контрактам.
Российский президент напомнил и о том, что за 11 месяцев товарооборот между двумя странами вырос на 30%. Упомянул он в комплиментарном ключе и совместный проект по модернизации АЭС «Пакш», тот самый, который вызывает очень большое недовольство и в руководстве ЕС, и в стане венгерской оппозиции. Марки-Зай пообещал, придя к власти, изучить, «служит ли эта сделка с Россией национальным интересам Венгрии». Словом, российский президент продемонстрировал, что нынешний венгерский премьер Кремль вполне устраивает.
А вот в Брюсселе вояж Орбана вызвал противоречивую реакцию. С одной стороны, венгерский премьер постарался показать, что его поездка в Москву, хоть и призвана подчеркнуть особую роль его страны в ЕС, все же не является бунтом. Недаром свой визит он предварил телефонным разговором с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Да и в открытой части беседы с Путиным Орбан делал кокетливые намеки на то, что его страна не прочь взять на себя роль посредника в переговорах России и Запада. Свою поездку он даже назвал «миссией мира». В ответ Путин лишь пообещал, что проинформирует его о том, как продвигается переговорный процесс по российским предложениям, касающимся безопасности. Тем самым российский лидер ненавязчиво напомнил то, о чем ранее говорили и он, и российские дипломаты: Москва будет общаться с США и самыми влиятельными государствами Европы. Посредники в лице НАТО или евростурктур, или уж, тем паче, малых стран, пусть даже и дружественных, лишние.
Вместе с тем, визит Орбана в Москву как-то уж сильно выбивается из череды недавних вояжей европейских политиков. Они все больше в Киев едут. Даже те из них, кто собирается вести переговоры в Москве (как, например, глава британского Форрин оффис Лиз Трасс), сначала все-таки посещают украинскую столицу. Орбану досталась пара критических комментариев от депутатов Европарламента, где в его поездке усмотрели часть зловещего путинского плана по расколу Евросоюза.
Но и жестов поддержки позиции Москвы, хотя бы по той же Украине, Орбан тоже не сделал. Что бы венгерский премьер ни думал, он, похоже, совершенно не собирается следовать примеру хорватского президента Зорана Милановича. Тот прямым текстом раскритиковал украинское руководство и вообще не стал скрывать, что ради Киева его страна не собирается портить выгодные отношения с Россией. Президенту в парламентской республике, каковыми являются Хорватия и Венгрия, можно эпатировать почтенную европейскую публику откровенностью. А для премьера, тем более, борющегося за победу на парламентских выборах, жесткие невыверенные слова — роскошь непозволительная.